Адрес: Донская ул., 20.
Церковь Положения Ризы Господней на Донской улице построена на месте прежнего деревянного храма, поставленного на месте встречи посольства, привезшего в Москву в 1625 году святыню – Ризу Господню, которая была положена на особый престол в Успенском соборе в Кремле. История события, которому посвящена церковь, началась в первой четверти XVII века, когда персидский шах Аббас передал с посольством в дар царю Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету частицу одежды, в которой Христа вели на распятие. Эта святыня была взята персами в захваченной незадолго до того Грузии, а в Грузию попала из Иерусалима.
Деревянный храм на Донской улице, близ известного Донского монастыря известен с 1690-х гг., а в 1701г. начала строиться каменная церковь, освященная в 1716г. По последним данным, архитектором ее, возможно, был Яков Бухвостов.
Внешне храм мало похож на те барочные церкви, которые зодчий строил прежде (храмы в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах и др.). Композиция этого храма – простой, но стройный четверик, увенчанный пятью тесно поставленными главами на высоких барабанах. Весь декор выполнен в стиле барокко: узорчатые белокаменные наличники на окнах, закомары-«ракушки», карнизы, колонки и полуколонки, разделяющие фасады на части. Одним из способов украшения храмов в работах Бухвостова было разделение фасадов четверика на ярусы при помощи линий окон. Такой прием применен и здесь в основном объеме. Узкие колонки украшают и грани подкупольных барабанов, которые поставлены тесно и благодаря этому и своей высоте придают храму устремленность ввысь.
Трапезная с одним приделом и шатровая колокольня были выстроены в 1708г. На колокольне до наших дней сохранился «чумной» колокол 1771 года. В 1897г. по проекту московского архитектора А.С.Каминского была построена церковная ограда с воротами. Интересной достопримечательностью храма можно назвать и белокаменный памятный обелиск у ограды, поставленный на месте, где, по преданию, и были встречены послы шаха Аббаса с Ризой Господней.
Внутреннее убранство церкви крайне необычно. Все стены до самых сводов украшает рельефная лепнина, редкая для церквей. Узоры лепнины полностью соответствуют всему стилю здания: барочные головы ангелов, сочные стебли и цветки растений, сложные узоры картушей, – все это гармонирует и с роскошным шестиярусным иконостасом того же времени (середины XVIII века).
В советское время церкви повезло – ее не закрыли и в 1930-е годы, и позже, когда, во времена Хрущева, местной общине был предоставлен выбор: закрыть ее или старый собор Донского монастыря. Но после долгих усилий и переговоров с властями удалось отстоять оба, хотя собор в Донском монастыре с тех пор оставили действовать только по праздникам.
С XIX века церковная территория сильно заросла деревьями, но и из-за них высокое стройное здание храма, отреставрированное, сияющее золотом крестов, хорошо видно и украшает улицу, застроенную новыми домами.
Входит в проекты: Яков Бухвостов