Адрес: Кремль, Соборная площадь
Архангельский собор (собор Архистратига Михаила,
собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с
1505 по 1508 гг. итальянским архитектором
Алевизом Фрязиным Новым на
месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой
церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская
усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С
тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу,
долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их
родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII
веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат
Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил
был похоронен в Успенском
соборе Кремля, его племянник Даниил Московский
– у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен
сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный
собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому
исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие
храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).
В начале XVI века для строительства нового собора взамен обветшавшего великий князь Иван III пригласил итальянского архитектора, который, проведя год (по другим источникам – даже несколько лет в пути), в 1505 году приступил к строительству нового княжеского храма. Есть предположения, что при этом были сохранены некоторые фрагменты старого здания, вошедшие в стены и фундамент нового. Старый собор еще в 1450 году сильно пострадал от удара попавшей в него молнии и с тех пор находился в тяжелом состоянии.
До завершения строительства Иван III не дожил и был погребен фактически на территории строительства. Заканчивали собор уже при его сыне, Василии III.
Собор был построен в традициях одновременно и
русской, и итальянской архитектуры; впрочем, и та и другая восходят в
своих истоках к византийской традиции. Белокаменный крестовокупольный
храм высотой 21 метр (без глав), со сводами, опирающимися на шесть
столпов, увенчан пятью главами и очень богато украшен снаружи. Фасады
храма с юга и севера разделены лопатками на пять частей, а с запада – на
три; лопатки заканчиваются пышными капителями, а над стенами поставлен
ряд необычных закомар с глубокими раковинами. На половине высоты фасадов
проведен сложный карниз, делящий их пополам, на два света с высокими и
узкими окнами. Белокаменная резьба, разнообразная и очень красивая,
придает собору легкость и устремленность вверх, несмотря на его огромные
размеры. Резьбой украшены все порталы − как боковые, так и главный,
устроенный в заглубленной нише. В этом декоре Алевиз Новый применил ряд
приемов, свойственных не храмовой, а светской итальянской архитектуре
эпохи Ренессанса.
Световые барабаны, поставленные немного
асимметрично, также позволяют собору смотреться изящно и легко.
Благодаря им же, наряду с двумя рядами окон, интерьер собора получил
хорошее, правильное освещение, которое тем более важно из-за уникальных
росписей, которые украсили стены при Иване IV Грозном. Росписи эти в
1652-1656 годах были сняты и заново написаны по заранее сделанным
прорисям выдающимися мастерами своего времени: Симоном Ушаковым,
Степаном Рязанцем, Иосифом Казанцем и Сидором Поспеевым. Конечно,
колоссальную работу выполняли они не вчетвером, им помогали около 100
изографов из Ярославля, Калуги, Новгорода, в том числе и такие
художники, как Гурий Никитин и Сила Саввин. Их работа сохранилась и по
сей день. На фресках изображены все великие и удельные князья,
погребенные в соборе до времени росписи. В соборе сохранился роскошный
иконостас, написанный в 1679-1681 гг., в царствование Федора Алексеевича
Романова. В нижнем его ряду находятся древние иконы, оставшиеся от
прежнего иконостаса, в том числе и храмовая икона, написанная, по
преданию, по заказу монахини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, около
1399г., в память о Куликовской битве. Это икона «Архангел Михаил в
деяниях».
В середине XVI века к собору были пристроены
приделы: Иоанна Предтечи у южной абсиды и мученика Уара у северной.
Каждый из них имеет отдельный вход со стороны площади.
В числе захоронений собора есть особо почитаемые, мощи российских святых: князя Дмитрия Донского, Михаила и Федора Черниговских, царевича Димитрия.
Во время вторжения наполеоновских войск в Москву собор сильно пострадал. Не пощадил его и обстрел Кремля в 1917 году. В 1918 году собор был закрыт вместе с другими храмами Кремля. Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. В 1955 году в соборе был открыт музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма.
Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
Входит в проекты: древние храмы; Алевиз Фрязин Новый