Адрес: Новодевичий пр., 1
Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший
храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. и по
архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и
отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается
работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора
(погиб при строительстве собора).
Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и
сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на
четыре прясла по длине и три – по ширине, практически лишены украшений.
Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское
зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами
(часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной
сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор. Пять глав собора
поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно
отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы
вынесено вперед. Высокие и широкие барабаны под куполами – световые, с
узкими щелевидными окнами. Особенно интересен в этом плане центральный
барабан. В нем два яруса окон: высокие внизу и узкие и маленькие –
вверху, почти под самой главой. Эти ярусы как бы повторяют схему
расположения окон в два света в самом четверике. Окна верхнего яруса,
узкие и высокие, расположены практически в закомарах, доходя до линии
завершения лопаток. Нижние же окна шире, хотя и ненамного, и обведены
очень скромными и простыми наличниками.
Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к
1526-1530гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не
переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское
время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен
первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и
столпах и посвящены главным образом теме святых воинов и русских князей,
чудесам Смоленской Иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея
Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания –
периодом становления Русского государства. Росписи сводов, судя по
стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный
иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686гг.
мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова
Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно
притягивает взгляды посетителей музея.
Собор очень велик. Высота его от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.
В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759г. при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.
После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.
Входит в проекты: древние храмы