Проезд общественным транспортом: от Москвы с Савеловского вокзала до ст. Катуар, далее - автобусом до ост. "Д.О. Марфино"; либо автобусом от ст. м. Алтуфьево до платформы Катуар, и далее автобусом до ост. "Д.О. Марфино".
Проезд автомобилем: от Москвы по Дмитровскому ш. до поворота направо на Марфино, далее по дороге к Марфино - около 2 км. до тупика с автобусной остановкой. Оттуда - пешком через мост к паре церквей. Либо - заезд с трассы чуть дальше, по указателю "Санаторий "Марфино", и мимо КПП санатория - проезд к паре церквей.
Церковь Рождества Богородицы в усадьбе Марфино была построена в 1701-1707 гг. по заказу тогдашнего владельца, Бориса Алексеевича Голицына, его крепостным зодчим В.И.Белозеровым.
Усадьба Марфино ранее называлась Шибрино и была
известна с XIV века как имение, подаренное Московскому Богоявленскому
монастырю П. Ф. Вельяминовым. В 1585 году здесь была вотчина дьяка
Посольского приказа Василия Щелкалова. С тех пор усадьба несколько раз
меняла владельцев из знатнейший российских родов: в XVII веке это были
Голицыны, с 1728 года – Салтыковы, в начале XIX века – Орловы. При
Голицыных она впервые упоминается под названием Марфино – так
переименовал свое поместье в честь жены князь Борис Алексеевич. К
Паниным усадьба перешла как приданое Софьи Владимировны – дочери одного
из знаменитых братьев Орловых, Владимира Григорьевича. При графине Софье
Владимировне Паниной (1774-1844) усадьба была капитально перестроена
известным московским архитектором М.Д.Быковским в стиле романтизма, с
широким использованием мотивов псевдоготики. Тогда были перестроены
практически все усадебные постройки: главный дом, флигели, мост, зимний
Петропавловский храм и др., – за исключением одной только Рождественской
церкви.
Летний храм Рождества Богородицы был выстроен в
духе европейского Ренессанса: стройное здание с центрической композицией
и крестообразное в плане, с резными капителями пилястр и треугольными
фронтонами, оно было совершенно не характерно для архитектуры своего
времени. Простые чистые линии храма подчеркнуты пилястрами,
расчленяющими его фасады и увенчанные резными и сдержанно-пышными
капителями. Собственно, эти капители и являются основным украшением
внешнего облика храма – они повторяются на всех пилястрах в основном
объеме храма и на венчающей его световой ротонде. Ротонда завершена
куполом с небольшим световым барабаном. Окна первого яруса церкви
обрамлены простыми рамочными наличниками и не привлекают к себе
внимания; над окнами ротонды помещены украшения в
виде раковин,
характерные для московского зодчества XVII века. В конце XVIII века храм
обновлял В.И.Баженов.
С постройкой храма связана и трагическая история: Б.А.Голицын, разгневанный изменениями, внесенными без его разрешения в план здания, велел высечь пожилого зодчего, и сердце крепостного мастера не выдержало наказания. Василий Белозеров похоронен рядом с храмом, под большой каменной плитой, сохранившейся и по сей день.
В советское время храм был закрыт, а в 1988г. снова передан верующим, но до сих пор службы в основном ведутся в соседнем Петропавловском храме.