Адрес: 143500, Московская обл., г.Истра, ул. Советская, 2
Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Истра - 58 км, далее автобусом 2 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Истры - около 40 км, далее по центральным улицам Истры, следуя всем поворотам (фактически по шоссе) около 5 км. Монастырь - прямо у шоссе на возвышении на выезде из Истры в сторону Волоколамска.
Надвратная Входоиерусалимская церковь Новоиерусалимского монастыря была построена в 1694-1697гг. в одно время с мощной каменной оградой и башнями. До этого, при Никоне, монастырь был обнесен деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Четыре башни старой ограды стояли по углам, четыре – между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а под северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь – в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников, конюшнями, лавками и жильем для работников монастыря. Надвратная церковь также была деревянной.
Первый надвратный храм простоял недолго. Уже в начале 1690-х гг. начала возводиться каменная ограда с новыми святыми вратами и храмом. В 1690г. подряд на строительство стен, башен и надвратного храма получил зодчий Яков Бухвостов. Примерно в это же время артель Бухвостова взяла и другие подряды – на строительство Спасской церкви в Уборах и Успенского собора в Переславле-Рязанском (нынешней Рязани). Из-за нехватки времени Бухвостов едва не угодил в тюрьму, но в конце концов после благополучного разрешения конфликта с заказчиками передал новоиерусалимское строительство артели Филиппа Ивановича Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.
Нарядная ярусная церковь с композицией «восьмерик на четверике» поставлена на широкие трехпролетные святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим. Между центральными и правыми арками в толще стены в XIX веке были устроены две часовни и иконная лавка. Сейчас центральные Святые врата почти всегда закрыты, они используются для въезда транспорта, а вход для посетителей – через два боковых арочных проема. Над Святыми (Красными) вратами в ныне пустующем треугольнике была икона, а сами врата закрывались массивными железными створами с изображением Христа Спасителя на белом ослике в окружении жен-мироносиц – сюжет входа Господня в Иерусалим. Между арочными проемами ворот поставлены по паре колонн на пьедесталах; сами арки с внешней стороны поверху украшены зубчатым орнаментом.
Надвратная Входоиерусалимская церковь имеет центрическую симметричную композицию. На четверик святых ворот монастыря поставлен четверик, окруженный по сторонам света симметричными полукруглыми выступами, образующими четырехлепестковое основание храма. У четверика два ряда окон, украшенных резными барочными наличниками, ориентированными вертикально и придающими стройной высокой церкви еще бóльшую стройность и изящество. Окна светового восьмерика украшены уже значительно проще; два малых глухих восьмерика, поставленных на большой восьмерик, почти лишены декора – их украшают только небольшие колонки. Венчает высокую церковь удивительно пропорциональная глава луковичной формы, но не абсолютно круглая, а с гранями.
Интерьер храма также ориентирован в высоту и прекрасно освещен. И под стать высокому храму, в нем был великолепный красный с золотом резной иконостас пяти ярусов.
В 1941г. при отступлении фашистов из Истры храм был взорван и уничтожен до первого яруса. Восстановление началось в 1970-1976гг. под руководством сначала А.Климанова, позднее – Г.Ларионова. С начала 1990-х гг. здесь разместилась выставка икон Воскресенского собора XVIII-XIX вв.
Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью, но закончены были несколько раньше – в 1694г. Как и в прежней деревянной ограде, башен восемь, хотя форма ограды и изменилась, приняв вид несимметричного многоугольника. Все башни завершаются шатрами сложной формы: на большой шатер поставлен световой барабан с маленьким шатровым завершением. Форма башен разная – есть восьмигранные, есть круглые, а есть восьмигранные с цилиндрическим вéрхом. Не похожа на остальные западная Елизаветинская башня с проездными воротами. Названия башни получили в XVIII веке, отчасти по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом. Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения.
Массивной стене, выстроенной по всем правилам крепостного зодчества, так и не суждено было послужить для защиты монастырской братии от врагов. При этом в ней есть все необходимые ряды бойниц: подошвенного боя, ружейного боя и машикули. Вдоль стены с внутренней стороны на уровне второго яруса идет галерея, огражденная парапетом. В торжественные дни по ней шел крестный ход.
Стены и башни также сильно пострадали в 1941г. и были восстановлены в 1960-1970-е гг. по проектам архитекторов А.М.Климанова, Л.К.Россова и Б.Л.Малхасова. Сейчас в башнях располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности…
Входит в проекты: Новоиерусалимский монастырь, Яков Григорьевич Бухвостов