Адрес: Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56
Успенский собор во Владимире был заложен в 1158 году, одновременно с возведением стен Нового города с Золотыми воротами. Владимирский князь Андрей Боголюбский, задумавший большие перемены в городе, претендовавшем на то, чтобы стать новой столицей, решил украсить свой новый детинец истинным шедевром, на строительство которого были приглашены мастера из Киева и Поднепровья, и даже архитекторы, присланные Фридрихом Барбароссой. В 1160 году собор был закончен. Богатство и пышность его убранства поражала современников. Один из приближенных князя Андрея, священник Микула, с восхищением описывал внутреннее убранство нового храма, перечисляя все золотые и серебряные украшения и утварь и добавляя: «Церковь Богородицы была так же удивительно красива, как храм Соломона». Действительно, на новый соборный храм своего города Андрей Боголюбский не поскупился. Стройный, пятиглавый красавец-собор был богато украшен резьбой, три входные двери поражали воображение – они были «золотыми» (подобно входным золотым дверям в Рождественском соборе Суздаля). Рельефные резные детали интерьера были покрыты золоченой медью, а своды подпирали шесть столпов. Купол парил на высоте 33 метров (ровно такой же высоты купол Софийского собора в Киеве, и, вероятно, не случайно). Забота князя Андрея о величии нового собора была так велика, что он подарил собору немало земельных владений, а также десятую часть княжеских доходов, то есть сделал его «десятинным», подобно Десятинной церкви в Киеве.
К сожалению, в первозданном виде храм простоял всего около двадцати лет. В 1185 году страшный пожар уничтожил все интерьеры, а белокаменные стены от сильного жара потрескались. Чтобы уберечь собор от разрушения, не разбирая его, брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, правивший в те годы Владимиром, окружил пострадавший храм галереями, укрепившими его стены. Иностранцев он приглашать не стал, ограничившись местными зодчими. Те не рискнули оставлять все пять глав на первоначальном основании и разнесли боковые главы по краям новой галереи. Чтобы облегчить нагрузку на стены, своды и барабаны делались из более легкого камня – пористого туфа. Арки и пилоны укрепили старые стены внутри нового объема, а в старых стенах прорубили проемы и арки для связи галерей. Галереи же стали княжеской усыпальницей. Их стены украшает замечательная резьба: аркатурно-колончатые пояса, порталы. Конечно, эта резьба не сравнится с богатыми резными украшениями соседнего Димитриевского собора, но благодаря гладким плоскостям широких лопаток, прорезаемых сдержанными узорами, храм выглядит сурово и величественно. Стоит упомянуть, что Успенский собор во Владимире стал образцом для строительства Успенского собора в Московском Кремле.
Из-за постоянных набегов татар собор не раз горел: в 1238 году во время набега от огня на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и горожане, прятавшиеся там, в 1410 году орда царевича Талыча разграбила собор, разыскивая тайник с сокровищами. Сильно пострадал храм и в 1536 году от очередного пожара. Из-за всех невзгод станы храма были сильно повреждены, а кровля и купола – тем более. Их неоднократно чинили, в XVIII веке была сделана новая четырехскатная кровля, окончательно исказившая первоначальный облик храма, имевшего позакомарное покрытие. Алтарная часть теперь тоже «отступила» от своего первоначального места: ее разобрали и передвинули.
В 1810 году по проекту архитектора А.Н.Вершинского была построена новая соборная колокольня высотой 56 метров. Прежняя, шатровая, погибла от удара молнии. Колокольня велика и массивна, выполнена в стиле классицизм. Ее широкое основание – первый ярус – украшен по бокам небольшими барабанчиками, окружен крупными парными колоннами. Венчает колокольню высокий шпиль. В 1862 году собор и колокольню соединили небольшим теплым храмом Георгия Победоносца (архитектор Н.А. Артлебен). Новая обстройка, к сожалению, не повлияла только на починку ограды, на ветхость которой жаловался еще в 1792 году настоятель. И по сей день ограда собора выглядит чисто символически, но зато не мешает открытому виду на этот прекрасный памятник.
Все же первоначальную ограду не только собора, но и всего детинца археологам удалось найти. Неподалеку от собора в результате раскопок стали видны фрагменты древней белокаменной стены, окружавшей княжеский детинец. Эта стена отгораживала княжеский и епископский дворы от остального города и представляла собой уменьшенную копию большой оборонительной стены Нового города. Даже ворота были похожи на Золотые.
Первоначальный вид (точнее, вид второго этапа строительства) был возвращен собору при реставрации 1888-1891 годов.
В советское время собор был закрыт и в 1923 году передан музею. Сотрудники губмузея (так он тогда назывался) отмечали тяжелое состояние уникальных фресок, сильно пострадавших из-за нерегулярного отопления и покрывшихся ползучей плесенью. Службы в соборе были прекращены и возобновились в 1944 году. Сейчас музей и церковные власти совместно ведают собором: в нем ведутся службы по особо чтимым праздникам и проводятся ежедневные экскурсии. Проблема состоит в том, что бессистемное и несогласованное использование собора, копоть некачественных свечей, вход людей в сырой одежде и примитивные методы уборки в итоге могут сильно повредить, а то и погубить уникальные фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, благодаря которым Успенский собор во Владимире известен на весь мир. Необходимо либо менять режим работы, либо устанавливать современную систему климат-контроля, причем делать это нужно срочно.
Фрески и интерьеры.
Собор был расписан в 1408 году иноками московского Андроникова монастыря Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Площадь сохранившихся фресок впечатляет – около 300 кв.м. Это композиции «Страшный суд» и «Лоно Авраамово», сохранившиеся полностью, и фрагменты фресок «Преображение», «Крещение», «Сошествие Святого Духа», «Введение Богородицы во храм» и «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Росписи, написанные мягкими тонами красок, лики святых с как будто по-настоящему светящимися нимбами выглядят живыми.
Сохранились и более древние фрески, правда, в менее доступных местах: на галереях, в арках. Удивительнее всего то, что фрагменты росписей, изображающих пророков и павлинов, относящиеся к 1161 году, уцелели на наружной стене андреевского храма, в северной галерее.
Нынешний пышный и высокий резной иконостас, блеском затмевающий фрески внутри старого ядра собора, был поставлен в 1773-1774 годах, после капитального ремонта здания. Но сохранились и иконы из иконостаса рублевского времени. Они после демонтажа в XVIII веке были проданы в церковь села Васильевского. В 1922 году их перевезли в Москву. Теперь часть из них хранится в Третьяковской галерее, а часть- в Русском музее в Санкт-Петербурге. Эти иконы, как и сам иконостас, относятся к XV веку. Иконостас был значительно ниже, но в отличие от нового, он более гармонично вписывался в пространство великолепно расписанного собора.
Сейчас стоит вопрос о сохранении уникальных фресок. Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова отмечает, что 50 лет назад фрески были ярче, и что они нуждаются как минимум в консервации, а для полноценной сохранности – в полной замене системы кондиционирования, вентиляции и поддержки температурного режима, отсутствие которой разрушает древний шедевр, недавно отметивший свой 600-летний юбилей.
*Статья написана для сайта www.vladimirru.ru. Оригинал находится здесь: http://vladimirru.ru/Arhitect/uspenskij.htm
Входит в проект: домонгольские храмы