Старинные русские погребальные обычаи
Со времен крещения Руси изменилось отношение к обряду похорон. Как и в языческие времена, смерть ассоциировалась с переходом в другой, загробный мир. Православие вобрало в себя многие дохристианские верования и обычаи, но зачастую от них осталась только форма, в которую вложено уже совершенно другое значение. Давайте рассмотрим, что представляли собой русские похоронные традиции, большинство из которых используется до сих пор.
Известно, что древние славяне старались похоронить умерших почти сразу, в первый же день, а в качестве основной формы использовалось «огненное погребение» — в особой ладье, если речь шла о вождях и воинах, либо на обычном погребальном костре. С приходом христианства умерших стали хоронить только в земле, и не раньше, чем на третий день.
С наступлением смерти все действия близких были направлены только на подготовку умершего к похоронам. Эти обряды носили не только практический, но и религиозный характер.
Сначала умершего обмывали. Когда-то обмыванием мужчины занимались старики, а женщин — старушки. К 19 веку этим занимались уже исключительно старушки, в редком случае — бедные люди. Всё, что использовалось при обмывании покойного, потом уничтожалось. Люди, принимавшие участие в обряде, могли взять себе какую-то вещь, принадлежавшую покойному — чаще всего одежду либо платок.
Одежду для похорон было принято готовить заранее. Она отличалась от бытовой покроем, цветом, тканью. Холщовые саваны как традиционная старинная одежда для умершего как часть традиции сохранилась далеко не везде, а к нашему времени стала полным анахронизмом.
После обряжения умершего укладывали на лавку в переднем углу, под лампадой у икон, и начинали читать молитвы. Для этого приглашались особые читальщики. Всё это время к усопшему приходили люди: родственники, знакомые, соседи, чтобы проститься.
Посещать умершего было принято с приношениями: ритуальными продуктами, свечами, деньгами для родственников на помин души. Если человек жил один и не имел близких, то хоронили «всем миром», на средства всей общины.
На похоронах на могиле устанавливался деревянный крест. До 19 века он был единственным, его могли и не обновлять по достижению им состояния ветхости. В наше время деревянный крест считается временным, и спустя полгода-год после похорон его заменяют на гранитный памятник или другое долговечное надгробие. Старый крест, как правило, оставляют рядом с могилой, сжигают или отдают в ближайшую церковь. Выбрасывать деревянный крест считается недопустимым.
После погребения устраивались поминки, связанные с ритуальной трапезой. Поминки справлялось сразу после похорон, а потом на третий, девятый и сороковой дни. В дальнейшем — на каждую годовщину и религиозные праздники. Для души усопшего (для помина) в доме обязательно ставилась особая трапеза, состоявшая из воды, куска хлеба или блина. На следующий день было принято воду выливать, а хлеб отдавать беднякам.
Такой распорядок поминок тесно связан с представлениями о сороковице: по народным представлениям, поддерживающимся и церковью, душа умершего проходит мытарства, проходя путь между миром людей и загробным пристанищем. Принято считать, что на сороковой день душа усопшего посещает близких в последний раз, поэтому на сорочины собирали много людей для поминального обеда.
Традиции, связанные с сорочинами, очень отличались от местности. В некоторых областях, например, запрещалось на сорочинах плакать по умершему, «чтобы не сбить с пути».
Умерших не забывали: поминальный цикл с его традициями и обрядами был рассчитаны на сохранение памяти, использовались для ухода за могилой, проведения обрядовых трапез и молений. Сохранение памяти было важным социальным принципом, сохраняющим единство общины, связей между близкими.
Погребально-поминальные традиции составляют необходимую часть культурной традиции народа, отражая ценность связей между людьми и нравственных норм. Уважение к ушедшим — залог уважения к живым и ценности человеческой жизни.