Яков Григорьевич Бухвостов.  Годы жизни: II пол. XVII в. - начало XVIII в.

Биография

Яков Григорьев сын Бухвостов был родом из семьи крепостных крестьян села Никольское-Сверчково (Дмитровский уезд, ныне Клинский р-н), принадлежавшего окольничему боярину М.Ю.Татищеву. Вся биография зодчего – по сути, только его произведения. Ни точная дата рождения, ни подробности его личной жизни до нас не дошли.

Впервые имя «Якушка Бухвостов» встречается в 1681г., в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне (не сохр.). Подряд достался не Бухвостову, а его главному конкуренту на протяжении всей жизни – Осипу Дмитриевичу Старцеву.

Входоиерусалимская надвратная церковь Новоиерусалимского монастыряНесмотря на то, что на протяжении почти десяти лет о зодчем нет никаких упоминаний в документах, он, судя по всему, работал достаточно много, так как 16 мая 1690г. он заключает очень крупный контракт на возведение стен и башен Новоиерусалимского монастыря, что свидетельствует о его известности и опыте. Незадолго до постройки стен Нового Иерусалима, 1 января 1690г. он получает подряд на строительство келий в Моисеевом монастыре (монастырь располагался на углу Тверской и Моховой улиц, там, где сейчас находится гостиница «Националь») и берется за нее «со товарищи» – Иваном Парфеновым, Матвеем Федоровым и Прокофием Ивановым.

Башня и часть стены Новоиерусалимского монастыряОкружить стенами с башнями такое необычное здание, как Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре, было делом чрезвычайно сложным в художественном плане. Стены были поставлены в форме неровного семигранника в плане; в их углах расставлены башни. Всего башен вокруг монастыря восемь; все они восьмигранные, за исключением одной в шесть граней. Декор стен и башен схож, они представляют собой единый и органичный ансамбль.

Строительство ограды Новоиерусалимского монастыря было окончено к 1694г. К этому времени Бухвостов уже около года (с 1693г.) работал над возведением нового Успенского собора в Рязани, и поэтому практически все работы по завершению Святых ворот с Входоиерусалимской церковью и одноэтажными пристройками в Новом Иерусалиме были оставлены на артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых. Необычен сам тип надвратной церкви – «восьмерик на четверике». Для своего времени он был новым и очень быстро распространился в строительстве вотчинных церквей.

Спасская церковь в УборахУже в 1694г. Бухвостов взял новый подряд – на строительство Спасской церкви в селе Уборы, имении боярина П.В.Шереметева-младшего. В течение трех строительных сезонов разрываясь между собором в Рязани (Переяславле-Рязанском) и церковью в Уборах, зодчий в итоге не успел выстроить последний в срок, и против него заказчиком было заведено судебное дело. Бухвостова арестовали, но после вынесения приговора «бить кнутами нещадно»  Шереметев, боясь остаться с недостроенным храмом, попросил избавить зодчего от наказания. До окончания постройки собора Шереметев не дожил.

Два произведения этих лет – собор в Рязани и церковь в Уборах – сильно различаются меж собой, и даже сложно поверить, что они были построены одним и тем же мастером в одно и то же время.

Успенский собор в РязаниУспенский кафедральный собор в Переяславле-Рязанском поставлен на вершине холма, его массивный силуэт хорошо виден даже издалека. Бухвостов при его постройке опирался на образец древнего Успенского собора в Кремле (арх. Аристотель Фиораванти). Рязанский собор – фактически продолжение и развитие древнерусской традиции соборных храмов. Зодчий первым применил в соборной архитектуре разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря такому приему собор получился очень светлым. Кирпичное мощное здание богато украшено белокаменной резьбой в стиле барокко. Она обрамляет окна, обвивает барабаны пяти куполов, перспективный портал. Основной объем, лишенный каких-либо пристроек, поставлен на высокий подклет, придающий главному городскому собору еще бóльшую парадность и торжественность. Окончено грандиозное строительство было в 1699г. и длилось с перерывами 6 лет. В Рязани в 1695-1698 гг. Бухвостов не только продолжал работать над собором, но и одновременно успел выстроить для рязанского митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные здания, а также несколько приходских церквей (не сохранившихся до наших дней): Ильинскую, Георгиевскую, Екатерининскую и Фроловскую.

Спасская церковь в селе Уборы построена по композиции «иже под колоколы», то есть, верхний ярус высокого храма являлся одновременно и звонницей. В договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым указано и «гарантийное» обязательство мастеров: «...сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, будет какая поруха в 20 лет и то порушенное дело починить и сделать заново нам подрядчикам, мне Якову с товарищи, своими каменными всякими припасы и безденежно». Но чинить церковь не понадобилось – она стоит и по сей день, ее стройная вертикаль видна издалека.

Церковь Покрова в ФиляхСпорным вопросом является строительство Бухвостовым двух очень красивых церквей, ныне вошедших в черту Москвы. Это церкви Покрова в Филях и Бориса и Глеба в Зюзино. Покровская церковь была построена в имении Л.К.Нарышкина не позднее 1690-1693 гг. Чертежи ее выполнялись самим заказчиком. Свидетельств о том, что подряд на строительство получил именно Бухвостов, нет, но при этом нет и указаний на другие имена строителей. Судя по сходству отделки и композиции Спасского храма в селе Уборы, Троицкого в Троицком-Лыкове и Покровской церкви в Филях, можно предположить, что строил их один человек.

Церковь Троицы в Троице-ЛыковоХрам Троицы в селе Троицкое-Лыково был выстроен при брате Л.К.Нарышкина, Мартемьяне Кирилловиче, по его заказу и проекту. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде. Строительство было завершено в 1703г.

Троицкую церковь по праву можно назвать одним из лучших образцов московского (нарышкинского) барокко. Бухвостов для ее украшения использовал те же приемы, которые были в его более ранних храмах: богатые белокаменные наличники на окнах, филенки и колонки, придавшие высокому зданию необыкновенные стройность и изящество.

Храм Бориса и Глеба в ЗюзиноЭтот храм близок по типу к храму Бориса и Глеба в селе Зюзино, построенному в 1688г. Село Зюзино было вотчиной боярина Б.И.Прозоровского, брата владельца села Петрово-Дальнее, где была построена Успенская церковь, послужившая для Бухвостова образцом первого варианта церкви в Уборах. Это дает возможность предполагать, что и оба эти храма, авторство которых документально не установлено, могли быть построены Яковом Бухвостовым. В храме Бориса и Глеба в Зюзине декоративные приемы еще не так разработаны, как в более поздних зданиях московского барокко.

Церковь Знамения на Шереметевом двореК таким же «спорным» храмам относится и церковь Знамения на Шереметевом дворе, построенная в 1691г. (по другим источникам – в конце 1680-х). В то время подворье принадлежало знаменитому Нарышкину – Льву Кирилловичу, по чьему заказу и была возведена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Ее внешнее убранство сходно с церковью Покрова в Филях, ярусная композиция же позволяет бесспорно отнести ее к нарышкинскому барокко.

Последнее из известных произведений Бухвостова, дошедшее до нас – церковь Ризположения на Церковь Ризоположения на ДонскойДонской (1701-1708). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой «восьмерик на четверике», он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные «клетские» храмы Древней Руси. Стройный четверик венчают пять близко поставленных глав на высоких барабанах; фасады здания разбиты рядами окон на два яруса. Декор храма полностью отвечает требованиям московского барокко.

Яков Бухвостов не был исключительно храмовым зодчим, он строил практически все типы сооружений, требовавшихся в его время: жилые здания, крепостные сооружения, вотчинные храмы и огромный кафедральный собор. Замечательно то, что все дошедшие до нас церкви Бухвостова практически не были перестроены – настолько совершенна их форма. Далеко не все его произведения сохранились до наших дней, не обо всех работах мы точно знаем, кто их автор, но несомненно одно – творения крепостного зодчего Якова Бухвостова из села Никольское-Сверчково являются одними из главных украшений и Москвы, и Подмосковья.

В советское время твердо и безапелляционно проекты всех этих храмов считались исключительно работой Бухвостова. Возможно, это было своего рода уловкой историков и искусствоведов, которая помогла спасти немало храмов от разрушения: на работы крепостного мастера советские власти менее охотно поднимали руку. Однако в постсоветское время стали вспоминать, что проектировал (или по крайней мере рисовал внешний облик храмов), как правило, заказчик. А главным заказчиком Бухвостова был Л.К.Нарышкин. Поэтому легкие, ажурные храмы в Москве и Подмосковье и носят название не только "московского барокко", но и "нарышкинского". Вполне возможно, что в других своих работах Бухвостов уже использовал детали, которые ему подсказал именитый заказчик.

В Восточном округе Москвы есть сразу три улицы Бухвостова. Они названы не только в честь знаменитого зодчего, хотя и без него здесь не обошлось. В описании улиц говорится об их истории: «Изначально здесь существовали 1-я, 2-я, 3-я Петровские улицы, названные в память о юном Петре I, разместившем здесь свои «потешные» войска. Но «петровские» названия имелись и в других районах Москвы. Переименованы (1922) в память о деятелях петровской эпохи Бухвостовых: С.Л. Бухвостов (1659-1728) - один из первых солдат русской регулярной армии, пушкарь «потешного» полка Петра I; C.A. Бухвостов (1642-1728) и Я.Г. Бухвостов (2-я пол. XVII - начало XVIII вв.) - архитекторы, участвовавшие, в частности, в строительстве Новоиерусалимского монастыря на р. Истра. Идея наименования, однако, была реализована неудачно: в честь трех Бухвостовых возникли три безличные Бухвостовы улицы. И какая из них названа в честь пушкаря, какая - в честь архитектора (и которого из них), неизвестно» («Улицы Москвы. Старые и новые названия», с. 51-52).

Список сооружений

Название церкви Монастырь Годы Адрес
церковь Бориса и Глеба в Зюзино   1688 Москва, Перекопская ул., 7
трапезная с церковью Святого Духа Солотчинский 1688-1689 Рязанская обл., Солотча
колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа Новодевичий 1690 Москва, Новодевичий пр., 1
церковь Знамения на Шереметевом дворе   1691 Москва, Романов пер., 2
церковь Покрова в Филях   1693 Москва, Новозаводская ул., 6
Входоиерусалимская надвратная церковь, стены и башни Ново-Иерусалимский 1690-1697 Московская обл., г.Истра
Спасская церковь в Уборах   1694-1697 Московская обл., с.Уборы, Одинцовский
Предтеченская надвратная церковь Солотчинский 1688-1699 Рязанская обл., Солотча
Успенский собор   1693-1699 Рязань
церковь Троицы в Троице-Лыкове   1698-1703 Москва, Одинцовская ул., 24
церковь Ризположения   1701-1708 Москва, Донская ул., 20
Успенская церковь   1684-1688 Московская обл. Петрово-Дальнее
каменные кельи Моисеев 1690 Москва, угол Моховой и Тверской ул.
Архиерейские каменные житницы     Рязань
"Соловенные" палаты     Рязань
Георгиевская церковь     Рязань
Екатерининская церковь     Рязань
Ильинская церковь     Рязань
Фроловская церковь     Рязань
церковь Явленский   Рязанская обл.
церковь Симеоновский   Рязанская обл.

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Входит в проекты: зодчие