Яков Григорьевич Бухвостов. Годы жизни: II пол. XVII в. - начало XVIII в.
Биография
Яков Григорьев сын Бухвостов был родом из семьи крепостных крестьян села Никольское-Сверчково (Дмитровский уезд, ныне Клинский р-н), принадлежавшего окольничему боярину М.Ю.Татищеву. Вся биография зодчего – по сути, только его произведения. Ни точная дата рождения, ни подробности его личной жизни до нас не дошли.
Впервые имя «Якушка Бухвостов» встречается в 1681г., в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне (не сохр.). Подряд достался не Бухвостову, а его главному конкуренту на протяжении всей жизни – Осипу Дмитриевичу Старцеву.
Несмотря на то, что на протяжении почти десяти лет о зодчем нет никаких упоминаний в документах, он, судя по всему, работал достаточно много, так как 16 мая 1690г. он заключает очень крупный контракт на возведение стен и башен Новоиерусалимского монастыря, что свидетельствует о его известности и опыте. Незадолго до постройки стен Нового Иерусалима, 1 января 1690г. он получает подряд на строительство келий в Моисеевом монастыре (монастырь располагался на углу Тверской и Моховой улиц, там, где сейчас находится гостиница «Националь») и берется за нее «со товарищи» – Иваном Парфеновым, Матвеем Федоровым и Прокофием Ивановым.
Окружить стенами с башнями такое необычное здание, как Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре, было делом чрезвычайно сложным в художественном плане. Стены были поставлены в форме неровного семигранника в плане; в их углах расставлены башни. Всего башен вокруг монастыря восемь; все они восьмигранные, за исключением одной в шесть граней. Декор стен и башен схож, они представляют собой единый и органичный ансамбль.
Строительство ограды Новоиерусалимского монастыря было окончено к 1694г. К этому времени Бухвостов уже около года (с 1693г.) работал над возведением нового Успенского собора в Рязани, и поэтому практически все работы по завершению Святых ворот с Входоиерусалимской церковью и одноэтажными пристройками в Новом Иерусалиме были оставлены на артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых. Необычен сам тип надвратной церкви – «восьмерик на четверике». Для своего времени он был новым и очень быстро распространился в строительстве вотчинных церквей.
Уже в 1694г. Бухвостов взял новый подряд – на строительство Спасской церкви в селе Уборы, имении боярина П.В.Шереметева-младшего. В течение трех строительных сезонов разрываясь между собором в Рязани (Переяславле-Рязанском) и церковью в Уборах, зодчий в итоге не успел выстроить последний в срок, и против него заказчиком было заведено судебное дело. Бухвостова арестовали, но после вынесения приговора «бить кнутами нещадно» Шереметев, боясь остаться с недостроенным храмом, попросил избавить зодчего от наказания. До окончания постройки собора Шереметев не дожил.
Два произведения этих лет – собор в Рязани и церковь в Уборах – сильно различаются меж собой, и даже сложно поверить, что они были построены одним и тем же мастером в одно и то же время.
Успенский кафедральный собор в Переяславле-Рязанском поставлен на вершине холма, его массивный силуэт хорошо виден даже издалека. Бухвостов при его постройке опирался на образец древнего Успенского собора в Кремле (арх. Аристотель Фиораванти). Рязанский собор – фактически продолжение и развитие древнерусской традиции соборных храмов. Зодчий первым применил в соборной архитектуре разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря такому приему собор получился очень светлым. Кирпичное мощное здание богато украшено белокаменной резьбой в стиле барокко. Она обрамляет окна, обвивает барабаны пяти куполов, перспективный портал. Основной объем, лишенный каких-либо пристроек, поставлен на высокий подклет, придающий главному городскому собору еще бóльшую парадность и торжественность. Окончено грандиозное строительство было в 1699г. и длилось с перерывами 6 лет. В Рязани в 1695-1698 гг. Бухвостов не только продолжал работать над собором, но и одновременно успел выстроить для рязанского митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные здания, а также несколько приходских церквей (не сохранившихся до наших дней): Ильинскую, Георгиевскую, Екатерининскую и Фроловскую.
Спасская церковь в селе Уборы построена по композиции «иже под колоколы», то есть, верхний ярус высокого храма являлся одновременно и звонницей. В договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым указано и «гарантийное» обязательство мастеров: «...сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, будет какая поруха в 20 лет и то порушенное дело починить и сделать заново нам подрядчикам, мне Якову с товарищи, своими каменными всякими припасы и безденежно». Но чинить церковь не понадобилось – она стоит и по сей день, ее стройная вертикаль видна издалека.
Спорным вопросом является строительство Бухвостовым двух очень красивых церквей, ныне вошедших в черту Москвы. Это церкви Покрова в Филях и Бориса и Глеба в Зюзино. Покровская церковь была построена в имении Л.К.Нарышкина не позднее 1690-1693 гг. Чертежи ее выполнялись самим заказчиком. Свидетельств о том, что подряд на строительство получил именно Бухвостов, нет, но при этом нет и указаний на другие имена строителей. Судя по сходству отделки и композиции Спасского храма в селе Уборы, Троицкого в Троицком-Лыкове и Покровской церкви в Филях, можно предположить, что строил их один человек.
Храм Троицы в селе Троицкое-Лыково был выстроен при брате Л.К.Нарышкина, Мартемьяне Кирилловиче, по его заказу и проекту. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде. Строительство было завершено в 1703г.
Троицкую церковь по праву можно назвать одним из лучших образцов московского (нарышкинского) барокко. Бухвостов для ее украшения использовал те же приемы, которые были в его более ранних храмах: богатые белокаменные наличники на окнах, филенки и колонки, придавшие высокому зданию необыкновенные стройность и изящество.
Этот храм близок по типу к храму Бориса и Глеба в селе Зюзино, построенному в 1688г. Село Зюзино было вотчиной боярина Б.И.Прозоровского, брата владельца села Петрово-Дальнее, где была построена Успенская церковь, послужившая для Бухвостова образцом первого варианта церкви в Уборах. Это дает возможность предполагать, что и оба эти храма, авторство которых документально не установлено, могли быть построены Яковом Бухвостовым. В храме Бориса и Глеба в Зюзине декоративные приемы еще не так разработаны, как в более поздних зданиях московского барокко.
К таким же «спорным» храмам относится и церковь Знамения на Шереметевом дворе, построенная в 1691г. (по другим источникам – в конце 1680-х). В то время подворье принадлежало знаменитому Нарышкину – Льву Кирилловичу, по чьему заказу и была возведена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Ее внешнее убранство сходно с церковью Покрова в Филях, ярусная композиция же позволяет бесспорно отнести ее к нарышкинскому барокко.
Последнее из известных произведений Бухвостова, дошедшее до нас – церковь Ризположения на Донской (1701-1708). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой «восьмерик на четверике», он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные «клетские» храмы Древней Руси. Стройный четверик венчают пять близко поставленных глав на высоких барабанах; фасады здания разбиты рядами окон на два яруса. Декор храма полностью отвечает требованиям московского барокко.
Яков Бухвостов не был исключительно храмовым зодчим, он строил практически все типы сооружений, требовавшихся в его время: жилые здания, крепостные сооружения, вотчинные храмы и огромный кафедральный собор. Замечательно то, что все дошедшие до нас церкви Бухвостова практически не были перестроены – настолько совершенна их форма. Далеко не все его произведения сохранились до наших дней, не обо всех работах мы точно знаем, кто их автор, но несомненно одно – творения крепостного зодчего Якова Бухвостова из села Никольское-Сверчково являются одними из главных украшений и Москвы, и Подмосковья.
В советское время твердо и безапелляционно проекты всех этих храмов считались исключительно работой Бухвостова. Возможно, это было своего рода уловкой историков и искусствоведов, которая помогла спасти немало храмов от разрушения: на работы крепостного мастера советские власти менее охотно поднимали руку. Однако в постсоветское время стали вспоминать, что проектировал (или по крайней мере рисовал внешний облик храмов), как правило, заказчик. А главным заказчиком Бухвостова был Л.К.Нарышкин. Поэтому легкие, ажурные храмы в Москве и Подмосковье и носят название не только "московского барокко", но и "нарышкинского". Вполне возможно, что в других своих работах Бухвостов уже использовал детали, которые ему подсказал именитый заказчик.
В Восточном округе Москвы есть сразу три улицы Бухвостова. Они названы не только в честь знаменитого зодчего, хотя и без него здесь не обошлось. В описании улиц говорится об их истории: «Изначально здесь существовали 1-я, 2-я, 3-я Петровские улицы, названные в память о юном Петре I, разместившем здесь свои «потешные» войска. Но «петровские» названия имелись и в других районах Москвы. Переименованы (1922) в память о деятелях петровской эпохи Бухвостовых: С.Л. Бухвостов (1659-1728) - один из первых солдат русской регулярной армии, пушкарь «потешного» полка Петра I; C.A. Бухвостов (1642-1728) и Я.Г. Бухвостов (2-я пол. XVII - начало XVIII вв.) - архитекторы, участвовавшие, в частности, в строительстве Новоиерусалимского монастыря на р. Истра. Идея наименования, однако, была реализована неудачно: в честь трех Бухвостовых возникли три безличные Бухвостовы улицы. И какая из них названа в честь пушкаря, какая - в честь архитектора (и которого из них), неизвестно» («Улицы Москвы. Старые и новые названия», с. 51-52).
Список сооружений
Название церкви | Монастырь | Годы | Адрес |
---|---|---|---|
церковь Бориса и Глеба в Зюзино | 1688 | Москва, Перекопская ул., 7 | |
трапезная с церковью Святого Духа | Солотчинский | 1688-1689 | Рязанская обл., Солотча |
колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа | Новодевичий | 1690 | Москва, Новодевичий пр., 1 |
церковь Знамения на Шереметевом дворе | 1691 | Москва, Романов пер., 2 | |
церковь Покрова в Филях | 1693 | Москва, Новозаводская ул., 6 | |
Входоиерусалимская надвратная церковь, стены и башни | Ново-Иерусалимский | 1690-1697 | Московская обл., г.Истра |
Спасская церковь в Уборах | 1694-1697 | Московская обл., с.Уборы, Одинцовский | |
Предтеченская надвратная церковь | Солотчинский | 1688-1699 | Рязанская обл., Солотча |
Успенский собор | 1693-1699 | Рязань | |
церковь Троицы в Троице-Лыкове | 1698-1703 | Москва, Одинцовская ул., 24 | |
церковь Ризположения | 1701-1708 | Москва, Донская ул., 20 | |
Успенская церковь | 1684-1688 | Московская обл. Петрово-Дальнее | |
каменные кельи | Моисеев | 1690 | Москва, угол Моховой и Тверской ул. |
Архиерейские каменные житницы | Рязань | ||
"Соловенные" палаты | Рязань | ||
Георгиевская церковь | Рязань | ||
Екатерининская церковь | Рязань | ||
Ильинская церковь | Рязань | ||
Фроловская церковь | Рязань | ||
церковь | Явленский | Рязанская обл. | |
церковь | Симеоновский | Рязанская обл. |
Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки
Входит в проекты: зодчие