Адрес: ул. Одинцовская, 24
Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде.
Дворцовое село Троицкое известно по крайней мере с XVI века, и располагалось оно в стороне от высокого берега Москвы-реки. Тогда в нем была деревянная Троицкая церковь. В начале XVII века Василий Шуйский, став царем, пожаловал село князю Б.М.Лыкову, от которого пошло второе название местности. При Лыкове село вместе с церковью передвинулось ближе к реке. Судьба небольшого деревянного одноглавого храма клетского типа редкостна и печальна. Избежав пожаров, он был перенесен на новое место еще раз при строительстве барочного храма, переосвящен в честь Успения Божией Матери и простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранилось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты во главе с неким Шевалдышевым, возмущенные тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь – значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Наказаны они не были. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.
Село Троицкое-Лыково было пожаловано Нарышкиным в 1698г. (по другим сведениям – оно досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в приданое за Прасковьей Алексеевной Лыковой), тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. С 1749г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.
Предположительно строительство нового Троицкого храма велось зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым, всю жизнь работавшим на Нарышкиных и их родственников. Гипотеза о его авторстве принадлежит профессору В.С.Топорову: он отыскал в архиве документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…». Предположительно бумага касалась Троицкой церкви. Но едва ли это могло служить единственным основанием для такой версии, если бы сам храм композицией своей и декором не указывал бы на то, что он, Спасская церковь в Уборах и Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме (авторство которых не подлежит сомнению) с огромной вероятностью могли быть поставлены одним зодчим.
Кирпичный храм выстроен в стиле московского, или нарышкинского барокко, «под колоколы», то есть, с ярусом звона на основном объеме. По одним данным, работы начались в 1698г., по другим – раньше, в 1690г. и окончились уже к 1695г. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Так же роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хора было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кресты на трех главах золотили мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы – сказалось близкое родство Нарышкиных с царской фамилией. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.
Во время войны 1812 года храм был разорен вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращенных партизанами, которые неподалеку отбили награбленное у французов. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.
В советское время, в 1933г., храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941г., во время войны, академик В.Н.Подключников из Академии архитектуры занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров. С 1970г. началась реставрация храма под руководством профессора И.В.Ильенко, но позднее финансирование работ прекратилось, и памятник снова начал рушиться. В 2000-х гг. реставрационные работы снова начались и обещают в течение нескольких лет окончиться полным восстановлением Троицкого храма.
Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней. С другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики. Оказавшись в Троице-Лыково, можно вообразить, что храм просто еще не достроен и стоит в лесах, а вокруг – старинное село, а не большой город…
Входит в проекты: Яков Бухвостов, храмы "под звоном"