Адрес: Карамышевская наб., 15.
Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598г. (по другим источникам - в 1596г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593гг.) собор Донского монастыря (сейчас называемый «старым»). Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову.
Цари не оставляли Хорошево своим вниманием и в последующие века. В XVIII веке здесь был выстроен новый дворец, хотя и редко посещаемый, а в 1737-1739гг. здесь было решено строить новый Конный завод. Несмотря на то, что село сильно пострадало во время войны 1812 года, завод отстроился заново и продолжал существовать до середины XIX века.
Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. Каменный храм изначально был построен с двумя приделами – северным и южным, в честь Св. Николая и Илии Пророка. Построено древнее здание из кирпича, с небольшим добавлением белого камня, и без галерей, которые были пристроены позднее. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников. Храмы, украшенные несколькими рядами кокошников, назывались «огненными»; одним из ярчайших примеров таких церквей и является Троицкая. Кокошники отличает еще одна уникальная черта: два нижних ряда их украшают круглые вставки. При постройке это были блюда, по-видимому, подаренные Годунову иностранными послами или купцами и пожертвованные им на строительство храма. Разноцветные изукрашенные причудливым узором блюда были изготовлены в селении Изник в Малой Азии, и по местности носят название «изникские». При реставрации в советское время подлинники блюд, уже слегка пострадавшие от времени, были переданы в Музей истории Москвы.
Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.
Первоначально окна были намного ýже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афонасьевым, сильно изменился: ее сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845г., разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.
В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.
Она так удачно расположена на изгибе дороги и над рекой, что даже современный строительный бум, захвативший всю противоположную сторону Карамышевской набережной, ее практически не касается, и войдя в восстановленную ограду храма, уже не ощущаешь присутствия рядом огромного города и даже шума стройки. Чувствуется спокойствие и простор протекающей внизу Москвы-реки…
Входит в проекты: древние храмы, огненные храмы