Адрес: ул. Фестивальная, 6
Церковь во имя Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1884г. в Аксиньино, небольшом подмосковном селе, на месте старого деревянного храма, сгоревшего за несколько лет до постройки ныне существующего каменного.
Старый деревянный храм был выстроен в 1708г. иждивением князя М.М.Голицына. Это был сосновый сруб на дубовом основании, с трапезной и шатровой колокольней. На колокольне имелись 6 колоколов. Иконостас храма был четырехъярусным, с позолотой, а храмовая икона Знамения Пресвятой Богородицы помещалась в серебряном окладе с убрусом из крупных и мелких жемчужин. Во время французского нашествия в 1812 году село было разграблено, но деревянная церковь уцелела.
После пожара в 1874г., уничтожившего старый храм, проект нового был заказан московскому губернскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму (1840-1909). В планах строителей было разместить новый храм восточнее алтарной стены старой церкви, но при постройке по решению архитектора план изменили, и кирпичный храм встал значительно правее. На месте алтарной части сгоревшей церкви поставлена маленькая часовня-капличка с лампадой.
Новый каменный храм изначально проектировался в византийском стиле, получившем популярность в конце XIX века. В процессе строительства от части византийских деталей отказались, придав храму некоторые черты не менее популярного в то время псевдорусского, или неорусского стиля. Здание было асимметричным, с одним приделом (южным), трапезной и двухъярусной колокольней. На четверик храма поставлен низкий восьмерик, поддерживающий обширный купол со световыми отверстиями – люкарнами. При том, что снаружи храм кажется распространенным скорее в ширину, чем в высоту, изнутри пространство ощущается свободнее и выше благодаря большому куполу с росписями, усиливающими эффект. Купол сходной формы, также с люкарнами (но не килевидными, а круглыми), венчает и колокольню. Одним основным мотивом декора храма является килевидное завершение ряда деталей, таких, как люкарны кýпола, окно южного придела и арки звона на колокольне. Прочие окна – в трапезной и в основном объеме – очень просты и лишены каких-либо украшений. Другой заметный мотив декора – зубцы на всех карнизах здания, в арках звона (колокольня вообще украшена богаче остальных частей храма), а также – не в камне, а в металле – на очень красивом основании креста на куполе. Очень интересны апсиды храма – не округлые, а граненые, с небольшими колонками на гранях и с окнами, утопленными в нишах.
Северный придел, во имя великомученика Пантелеимона, был пристроен в 1982г. вместе с крестильней у южного придела – редчайший случай церковного строительства в советское время. Разрешения на пристройку этого придела (под предлогом необходимости подсобного помещения) и здания для служб, а также замены ограды и обветшавших ворот сумел добиться к 100-летию церкви староста, инвалид Великой Отечественной войны. Некоторая асимметричность, сохранившаяся и после постройки второго придела, придает живописности небольшому зданию.
Иконостас для нового храма был заказан в мастерской известного художника Якова Ефимовича Епанешникова, делавшего иконостасы, киоты и выполнявшего росписи для церквей Москвы и Подмосковья. Мастерская размещалась на 1-й Мещанской улице в Москве. Иконостас для храма в Аксиньино был окончен к 1899г., а отделка и роспись интерьера продолжались до 1900г.
В советское время этот храм оказался одним из немногих, которые не были закрыты. После Декрета 20 января 1918г. об отделении Церкви от государства у местного священника был конфискован дом, в котором поместились сельсовет, кинотеатр и изба-читальня (этот дом сгорел в 1961г.).
Когда начались массовые сносы и закрытия церквей, в Знаменский храм в Аксиньино стали сносить наиболее ценные иконы и утварь из окрестных приходов. Так здесь оказались икона из разрушенного Казанского Головинского монастыря, от которого сохранилась только колокольня (Кронштадский бульв., 29-31), Молченская икона Божией Матери из Сергиевской церкви в Бусиново и праздничные облачения из церкви Бориса и Глеба в Дегунино. Большой колокол был куплен в порту на Химкинском водохранилище в 1930-х гг. и буквально спасен: его сняли с колокольни одной из московских церквей и хотели отправить в переплавку. Сейчас почти все иконы (за исключением Казанской) возвращены во вновь открытые церкви, откуда были принесены на сохранение.
Знаменская церковь в Аксиньино – одна из немногих не закрывавшихся в советское время. Когда-то ее оставили действующей, может быть, потому, что она находилась на отшибе, в маленьком сельце, и не мозолила глаза властям. После того, как рядом в 1964г. построили метро «Речной вокзал», она стала намного более посещаемой, да и сейчас церковная община ведет очень активную жизнь, а сама церковь – в прекрасном состоянии, как снаружи, так и изнутри, и ей совершенно не мешают выстроившиеся рядом высотные дома на месте сельских избушек…