Адрес: 2-й Кадашевский пер., 7/14
Церковь Воскресения Христова в Кадашах была заложена в 1687г., а освящена 13 января 1695г. Деревянная церковь на этом месте значится с 1625г., а каменная – с 1657г. Под именем «Воскресения что на Грязех» деревянный храм упоминается уже в 1493г. в грамоте боярина Ивана Юрьевича Патрикеева.
Замоскворецкое село Кадашево известно с 1504г. из грамоты Ивана III, но очевидно, что существовало оно задолго до первого известного упоминания. К середине XVI века здесь образуется дворцовая Кадашевская слобода, центром которой стала Воскресенская церковь. Происхождение названия слободы точно не установлено, но есть четыре примерно равнозначных версии. Согласно первой, наиболее распространенной в литературе, в названии села отразилось основное в те времена занятие его жителей – изготовление кадок (бочек для засолки овощей). Второй и третьей версиями являются тюркские корни: либо от слова «кадаш» - «товарищ, свободный человек» (означавшее, что здесь жили не крепостные), либо от «кади» - «судья» (якобы здесь селились судьи, разбиравшие дела московских татар). И последней версией, связанной с занятием слобожан ткацким ремеслом, был глагол «катать», т.е., мыть ткани.
Храм Воскресения Христова, дошедший до нас, был заложен на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына его Лонгина. Имени архитектора до нас, к сожалению, не дошло, но у исследователей есть основания предполагать, что это был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей и сподвижник патриарха Никона, достраивавший после его смерти Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. По-видимому, в основание храма вошли и остатки стен предыдущей каменной церкви. Первоначально храм выглядел несколько иначе, нежели сейчас: до 1695г. не было колокольни, зато с юга, запада и севера к изукрашенным резьбой порталам вели широкие лестницы (наподобие лестниц храма Покрова в Филях). Вскоре после освящения первоначальный вид храма стал меняться: в том же году к трапезной пристроили семиярусную шатровую колокольню со стройными ажурными очертаниями, которую в Москве нередко именуют «Кадашевской свечой». Вместо одной широкой западной лестницы в верхний храм появились две, одновременно служившие своего рода опорами-контрфорсами для столпа колокольни.
При строительстве храма Воскресения в Кадашах были применены некоторые архитектурные новшества, появившиеся с освоением московскими зодчими стиля барокко. Поверх нижнего яруса храма была проведена галерея-гульбище, обхватывавшая не только боковые фасады трапезной и основного объема, но и алтарную часть. Такой прием был уже применен при строительстве собора в Новом Иерусалиме в 1658-1685гг. Апсиды верхнего яруса были меньше, чем теперь, и имели несколько другую форму – более продолговатую. Вместо привычных для церковного зодчества XVII века кокошников фронтоны храма архитектор украсил кружевными «гребешками», богатый и разнообразный узор которых отчасти повторяется в декоре наличников на окнах и в убранстве порталов. Тесно посаженные барабаны главок сделаны гранеными, с колонками, подчеркивающими грани. Центральный барабан – световой, двухъярусный, мелкие узкие окошки в нем добавляют ажурности верху храма, как и тонкие парные колонки, обрамляющие углы четверика.
Кроме колокольни, пристроенной в конце XVII века, в XIX веке храм претерпел еще немало изменений. В 1801-1802гг. были переложены и расширены нижние апсиды и разобраны широкие лестницы по бокам колокольни, а в 1840г. на их месте возвели две симметричные крытые паперти в стиле ампир, с грубоватым простым декором стен и сферическими куполами. Еще через двадцать лет, в 1860г., были расширены галереи-гульбища по бокам храма, для чего стены нижнего яруса были снесены и поставлены новые. Тогда же были расширены апсиды верхнего храма; эта перестройка заметно исказила пропорции здания. Наличники окон старых апсид были перенесены на новые, но на все окна не хватило оригинальных решеток, и поэтому некоторые окна в апсидах – ложные, не световые.
Интерьер храма был не менее красив и пышен, нежели его внешнее убранство. Великолепный шестиярусный барочный иконостас в 17 аршин (более 12 м) высотой по праву мог считаться шедевром деревянной резьбы XVII века. 52 позолоченные колонны иконостаса были украшены сквозной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. Роспись стен была выполнена царскими изографами. В верхнем храме был один престол Воскресения Христова, в нижнем - главный престол Успения Божией Матери и придел Тихвинской иконы Божией Матери, освященный в 1704г. в правой апсиде. В левой апсиде в 1772г. был устроен придел св. Николая. После перестройки в 1802г. алтари приделов были вынесены из апсид в пристройки. Во время войны 1812 года церковь была занята французами, в нижнем храме устроили конюшню, а перед отступлением подожгли, но по счастью огонь до иконостаса не дошел. Росписи же пострадали настолько сильно, что храм пришлось расписывать заново. Для этого при настоятеле о. Иоанне Маргаритове в 1848г. был приглашен художник П.Н.Шепетов. Иконостас был утрачен гораздо позднее, когда храм был закрыт при советской власти и отдан под хозяйственные нужды района.
Точной даты закрытия храма не сохранилось, судя по всему, это было в 1934г., когда в собрание Третьяковской галереи поступили изъятые из него иконы. После закрытия в стенах храма размещались различные государственные организации. Угрожающим было намерение устроить в нем столярную мастерскую, но этому воспрепятствовала общественность. После войны здесь находился спортивный клуб консервной фабрики, но в 1956г. уже было принято решение о начале реставрации внешнего и внутреннего убранства храма. Реставрация еще не была окончена, когда в 1964г. он был передан в ведение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Еще почти десять лет тянулись работы по реставрации - уже силами нового арендатора, - после чего в помещениях верхней и нижней церквей разместились мастерские.
В 1990г. по решению исполкома Моссовета было решено возвратить его верующим, а в 1992г. была зарегистрирована приходская община. Но несмотря на все документы, реставрационные мастерские не возвращали помещение вплоть до 2004г., когда наконец был освобожден для богослужений верхний храм. До того в течение более десяти лет службы велись в небольшой церкви Иова Почаевского. Полностью храм был возвращен только в декабре 2006г., и теперь в нижней церкви ведутся восстановительные работы. При храме создан музей «Кадашевская слобода». Он начал создаваться приходом на основе предметов быта, керамики, изразцов, найденных при реставрации, раскопках и прокладке по территории храма коммуникаций. Некоторые экспонаты прихожане принесли из дома. Сейчас музей размещается в одном из церковных зданий, и там можно увидеть не только черепки, монеты, наконечники стрел и другие экспонаты, найденные на территории церкви Воскресения в Кадашах. Стены его украшают кресты и решетки с разрушенных московских храмов, собранные знаменитым архитектором-реставратором П.Д.Барановским, посреди комнаты стоит макет крестьянской избы, которую можно рассмотреть не только снаружи, но и изнутри: она наполнена крошечной мебелью и предметами крестьянского обихода.