Адрес: 2-й Кадашевский пер., 7/14
Церковь
Воскресения Христова в Кадашах была заложена в 1687г., а освящена 13
января 1695г. Деревянная церковь на этом месте значится с 1625г.,
а каменная – с 1657г. Под именем «Воскресения что на Грязех» деревянный
храм упоминается уже в 1493г. в грамоте боярина Ивана Юрьевича
Патрикеева.
Замоскворецкое село Кадашево известно с 1504г. из грамоты Ивана III, но
очевидно, что существовало оно задолго до первого известного упоминания.
К середине XVI века здесь образуется дворцовая Кадашевская слобода,
центром которой стала Воскресенская церковь. Происхождение названия
слободы точно не установлено, но есть четыре примерно равнозначных
версии. Согласно первой, наиболее распространенной в литературе, в
названии села отразилось основное в те времена занятие его жителей –
изготовление кадок (бочек для засолки овощей). Второй и третьей версиями
являются тюркские корни: либо от слова «кадаш» - «товарищ, свободный
человек» (означавшее, что здесь жили не крепостные), либо от «кади» -
«судья» (якобы здесь селились судьи, разбиравшие дела московских татар).
И последней версией, связанной с занятием слобожан ткацким ремеслом, был
глагол «катать», т.е., мыть ткани.
Храм Воскресения Христова, дошедший до нас, был
заложен на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына
его Лонгина. Имени архитектора до нас, к сожалению, не дошло, но у
исследователей есть основания предполагать, что это был зодчий и
«колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей и
сподвижник патриарха Никона, достраивавший после его смерти
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря. По-видимому, в основание храма вошли и
остатки стен предыдущей каменной церкви. Первоначально храм выглядел
несколько иначе, нежели сейчас: до 1695г. не было колокольни, зато с
юга, запада и севера к изукрашенным резьбой порталам вели широкие
лестницы (наподобие лестниц храма Покрова в Филях). Вскоре после
освящения первоначальный вид храма стал меняться: в том же году к
трапезной пристроили семиярусную шатровую колокольню со стройными
ажурными очертаниями, которую в Москве нередко именуют «Кадашевской
свечой». Вместо одной широкой западной лестницы в верхний храм появились
две, одновременно служившие своего рода опорами-контрфорсами для столпа
колокольни.
При строительстве храма Воскресения в Кадашах были
применены некоторые архитектурные новшества, появившиеся с освоением
московскими зодчими стиля барокко. Поверх нижнего яруса храма была
проведена галерея-гульбище, обхватывавшая не только боковые фасады
трапезной и основного объема, но и алтарную часть. Такой прием был уже
применен при строительстве собора в Новом Иерусалиме в 1658-1685гг.
Апсиды верхнего яруса были меньше, чем теперь, и имели несколько другую
форму – более продолговатую. Вместо привычных для церковного зодчества
XVII века кокошников фронтоны храма архитектор украсил кружевными
«гребешками», богатый и разнообразный узор которых отчасти повторяется в
декоре наличников на окнах и в убранстве порталов. Тесно посаженные
барабаны главок сделаны гранеными, с колонками, подчеркивающими
грани. Центральный барабан – световой, двухъярусный, мелкие узкие окошки в нем
добавляют ажурности верху храма, как и тонкие парные колонки,
обрамляющие углы четверика.
Кроме колокольни, пристроенной в конце XVII века, в
XIX веке храм претерпел еще немало изменений. В 1801-1802гг. были
переложены и расширены нижние апсиды и разобраны широкие лестницы по
бокам колокольни, а в 1840г. на их месте возвели две симметричные крытые
паперти в стиле ампир, с грубоватым простым декором стен и сферическими
куполами. Еще через двадцать лет, в 1860г., были расширены
галереи-гульбища по бокам храма, для чего стены нижнего яруса были
снесены и поставлены новые. Тогда же были расширены апсиды верхнего
храма; эта перестройка заметно исказила пропорции здания. Наличники окон
старых апсид были перенесены на новые, но на все окна не хватило
оригинальных решеток, и поэтому некоторые окна в апсидах – ложные, не
световые.
Интерьер храма был не менее красив и пышен, нежели
его внешнее убранство. Великолепный шестиярусный барочный иконостас в 17
аршин (более 12 м) высотой по праву мог считаться шедевром деревянной
резьбы XVII века. 52 позолоченные колонны иконостаса были украшены
сквозной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. Роспись стен была
выполнена царскими изографами. В верхнем храме был один престол
Воскресения Христова, в нижнем - главный престол Успения Божией Матери и
придел Тихвинской иконы Божией Матери, освященный в 1704г. в правой
апсиде. В левой апсиде в 1772г. был устроен придел св. Николая. После
перестройки в 1802г. алтари приделов были вынесены из апсид в
пристройки. Во время войны 1812 года церковь была занята французами, в
нижнем храме устроили конюшню, а перед отступлением подожгли, но по
счастью огонь до иконостаса не дошел. Росписи же пострадали настолько
сильно, что храм пришлось расписывать заново. Для этого при настоятеле
о. Иоанне Маргаритове в 1848г. был приглашен художник П.Н.Шепетов.
Иконостас был утрачен гораздо позднее, когда храм был закрыт при
советской власти и отдан под хозяйственные нужды района.
Точной
даты закрытия храма не сохранилось, судя по всему, это было в 1934г.,
когда в собрание Третьяковской галереи поступили изъятые из него иконы.
После закрытия в стенах храма размещались различные государственные
организации. Угрожающим было намерение устроить в нем столярную
мастерскую, но этому воспрепятствовала общественность. После войны здесь
находился спортивный клуб консервной фабрики, но в 1956г. уже было
принято решение о начале
реставрации внешнего и внутреннего убранства храма. Реставрация еще не
была окончена, когда в 1964г. он был передан в
ведение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра
имени И.Э.Грабаря. Еще почти десять лет тянулись работы по реставрации -
уже силами нового арендатора, - после чего в помещениях верхней и нижней церквей
разместились мастерские.
В 1990г.
по решению исполкома Моссовета было решено возвратить его верующим, а в
1992г. была зарегистрирована приходская община. Но несмотря на все
документы, реставрационные мастерские не возвращали помещение вплоть до
2004г., когда наконец был освобожден для богослужений верхний храм. До
того в течение более десяти лет службы велись в небольшой церкви Иова
Почаевского. Полностью храм был возвращен только в декабре 2006г., и
теперь в нижней церкви ведутся восстановительные работы. При храме
создан
музей «Кадашевская слобода». Он начал создаваться приходом на
основе предметов быта, керамики, изразцов, найденных при реставрации,
раскопках и прокладке по территории храма коммуникаций. Некоторые
экспонаты прихожане принесли из дома. Сейчас музей размещается в
одном
из церковных зданий, и там можно увидеть не только черепки, монеты,
наконечники стрел и другие экспонаты, найденные на территории церкви
Воскресения в Кадашах. Стены его украшают кресты и решетки с разрушенных
московских храмов, собранные знаменитым архитектором-реставратором
П.Д.Барановским, посреди комнаты стоит макет крестьянской избы, которую
можно рассмотреть не только снаружи, но и изнутри: она наполнена
крошечной мебелью и предметами крестьянского обихода.