Адрес: Берсеневская наб., 18-22
Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной)
на Берсеневке была построена в 1657г. на месте прежней деревянной, как
домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами.
Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по
главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя, по
приделу Святителя Николая.
Местность на берегу Москвы-реки носила издревле два
названия – Берсеневка и Верхние Садовники. Название Берсеневской
набережной имеет две версии происхождения: либо от старого наименования
крыжовника – «берсеня», – который выращивали здесь в Государевых садах,
либо от имени боярина П.Н. Берсени-Беклемишева, выполнявшего сложные,
особые поручения при Иване III, такие, как посольство к крымскому хану и
к польскому королю, но впавшего в немилость и казненного при Василии III.
При Романовых усадьба на Берсеневской набережной была пожалована
«государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий, стал думным
дьяком. При нем и были построены знаменитые палаты и церковь с главным
престолом Троицы. Роскошные палаты с каменной нижней частью и деревянной
верхней имели при себе «висячий сад» и галерею, соединявшую их с храмом.
Хозяин палат, Аверкий Кириллов, в 1682г. был убит в Кремле во время
стрелецкого бунта и похоронен в северном притворе своей церкви. Там же
похоронена и его жена. После Аверкия Кириллова дом достался его
родственнику, дьяк Курбатов; при нем здание было перестроено, по всей
вероятности, зодчим Михаилом Чоглоковым, построившим Сухареву башню.
Документов, подтверждающих это, не
сохранилось, но зодчий служил под
началом Курбатова. С 1756г. палаты перешли в казну, и в нем разместили
сенатский архив, а позднее туда поселили сенатских курьеров, отчего
здание получило имя «Курьерский дом». Александр II передал палаты
Московскому археологическому обществу. В советское время в палатах
Аверкия Кириллова расположились Центральные государственные
реставрационные мастерские.
Существующая ныне церковь построена на месте
прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в
1390г. значился Никольский на Болоте монастырь. Деревянный храм в 1625г.
записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то
есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от
него и закрепилось это название. В 1656-1657гг. была возведена новая
каменная церковь. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и
колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это
обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со
столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск
в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение
основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти
глав храма также обрамлены кокошниками и
изукрашены аркатурой с
«дыньками». Центральный барабан – световой. Богато декорированы, и
фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие
украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности
не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив,
придают храму праздничный, нарядный вид.
В 1775г. с запада к четверику храма пристроили
новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила
первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный
пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется
совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры,
ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко
контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 года храм
горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была
снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г.
В советское время храм действовал до 1930г., когда
он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова
Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия
представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей
хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом
ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта
Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря
на соседство Дома на набережной. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ
музееведения.
В 1992г. в храме были возобновлены богослужения, сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека.
Входит в проекты: огненные храмы