Адрес: Таганская ул., 58.
Покровский мужской (ныне женский) монастырь, «что на Убогих домах», был основан в 1634 году в пяти верстах от Москвы на земле, пожертвованной для этой цели царем Михаилом Федоровичем. Строительство завершилось только в 1655 году на средства, выделенные его сыном Алексеем Михайловичем из «комнатной» царской суммы - то есть, из денег, которые царь получал с аренды собственных земель. Отсюда взялось продержавшееся довольно долго название самого монастыря – «комнатный».
По преданию, монастырь был основан в память о кончине отца Михаила Федоровича − Патриарха Московского и Всея Руси Филарета, умершего в день Покрова Божией Матери. Кроме того, с тех пор, как полностью был уничтожен пожаром древний московский Покровский монастырь, обители в честь этого праздника на Москве не существовало. Место было выбрано не случайно: в праздник Покрова здесь ежегодно совершались службы по умершим или погибшим, которых церковные правила того времени не позволяли хоронить на обычных кладбищах. Место это называлось «Убогими домами» − сюда свозили казненных и умерших без покаяния, а также самоубийц, и на Троицу и на Покров погребали в скудельницах − больших общих могилах. Сюда же в Смутное время был первоначально привезен труп казненного Гришки Отрепьева и брошен в яму, и только после того, как тело таинственным образом было перенесено на другое кладбище, его сожгли и прахом выстрелили из пушки в ту сторону, откуда самозванец пришел в Москву.
Новопостроенный монастырь долгое время носил название Покровского на Убогих домах. Он был причислен первоначально к Московской епархии, а с 1680 года его приписали к Заиконоспасскому монастырю. К середине XVIII века в монастыре было два каменных храма: Всехсвятский собор и Покровская церковь, шатровая колокольня с часами, настоятельский и братские корпуса, службы. Вся обитель была обнесена каменной оградой с пятью башнями, а снаружи стояла часовня.
Бóльшую часть своей истории монастырь был заштатным − то есть средства к существованию братия должна была добывать самостоятельно, не получая ничего (или почти ничего) из «штатных» церковных денег. Так или иначе, но монастырь вплоть до конца XVIII века жил крайне небогато, старая ограда обветшала, храмы – тоже. Только в 1790-х у монастыря появились богатые благотворители из московского купечества. Тогда и начала заново отстраиваться ограда (на вклад купца Диомида Мещанинова), а на месте разобранной за ветхостью Всехсвятской церкви поставили новую, тоже каменную, с двумя приделами. Работы велись с 1792 по 1798 годы. В 1799 году была достроена каменная ограда.
В 1799 году перестроили в стиле классицизм старую шатровую колокольню (после перестройки она достигла тридцати двух метров в высоту), на которой были замечательные старинные колокола работы известного мастера-литейщика Константина Михайловича Слизова.
Второй монастырский храм – Покровский − был построен в 1806-1810 гг. и освящен в 1814 году. Это широкое здание в стиле классицизм, со световой ротондой под куполом и с простыми, но величественными фронтонами по бокам. В его приделе Св. Ионы были погребены дети грузинского царя Георгия XIII, грузинский митрополит Иона, княгиня Кайхосро Абашидзе.
К войне 1812 года монастырь подошел разбогатевшим и благоустроенным. В нем были заново возведены каменные братские корпуса, новая ограда с башнями, обновлены и украшены оба храма. Тем страшнее было братии с настоятелем Ионой возвращаться в свои стены после ухода французов из Москвы… Главные святыни были вывезены в Вологду перед приходом наполеоновского войска, но вся церковная утварь, спрятанная в трубе церковной печи, была найдена и разграблена. В храмах неприятели устроили стойла для лошадей, множество икон сожгли, престолы и жертвенники использовали как столы. Однако благодаря богатым пожертвованиям уже к 1815 году многое в разоренной обители было восстановлено, и даже освящен заново Всехсвятский храм. Спустя десять лет, в 1825 году, освятили и второй, Покровский храм.
В 1846 году известному московскому архитектору Михаилу Быковскому был заказан проект нового монастырского собора в честь Воскресения Словущего, так как Всехсвятский храм обветшал и пришел в негодность. Быковский сумел составить проект так, что старая Всехсвятская церковь частично вошла в его состав. От нее сохранились центральная часть с четырьмя столпами и куполом и восточная стена главного алтаря. В остальном же собор стал намного больше своего предшественника. Первоначально храм должен был быть пятишатровым, но окончательный вариант проекта (1848г.) был уже не с шатрами, а с обычными главами. Собор получился величественным, пятикупольным, со световыми барабанами и обилием русско-византийского декора – в соответствии с остальным ансамблем, окруженным стилизованной «романтической» оградой с башнями. Помимо главного придела в честь Воскресения Словущего, по бокам устроили еще два: северный − Тихвинской Божией Матери и южный − святой мученицы Александры. Был увеличен не только основной объем собора − с запада возвели просторную и длинную трапезную. Стены собора украсили парными и отдельными полуколоннами разного размера, а полукруглые ниши по бокам от каждого окна создавали иллюзию еще бóльшего размера здания.
Внутренний вид собора не уступает внешнему. Превосходное освещение, достигнутое правильным и эффектным расположением окон в стенах и в подкупольных барабанах, позволило разместить под сводами ризницу. Пятиярусный иконостас главного алтаря был роскошно украшен и содержал как старинные иконы, так и новые, писанные «во фряжском пошибе» (более натуралистическом по сравнению с древней манерой иконописи). Свод над престолом был выполнен из мрамора в виде сени, на шести столпах, а стены собора украшали росписи, посвященные земному житию Иисуса Христа и лики святых, выполненные художниками Артари, Мягковым и Фивейским. Эти росписи частично сохранились и до наших дней, что почти невероятно, учитывая разорение, которому подвергся монастырь в советское время.
Обитель была закрыта в 1926 году, трехъярусную колокольню взорвали, часть стен сломали, а в оставшихся зданиях разместили различные учреждения. Надо ли говорить, что древнее кладбище было полностью уничтожено, и на его месте расположился парк и стадион. В обезглавленном Воскресенском соборе устроили спортивный зал, в часовне – туалет. Часовня и часть стены, от которой теперь остались только одиноко стоящие Святые ворота, были разобраны в 1988 году. В 1970-1980-х годах предпринимались первые попытки снова устроить здесь монастырь, но занимавшие территорию организации отказались идти на переговоры с Патриархом, и выбор пал на Свято-Данилов монастырь. А Свято-Покровский, ставший теперь женским, был открыт в 1994 году. 1 мая 1999 года в отреставрированную, ожившую обитель были перенесены честные останки блаженной Матроны Московской, и ежегодно сюда стекается множество паломников, желающих поклониться ее мощам.
Храмы и постройки монастыря
Название | Годы | Расположение |
---|---|---|
Воскресения Словущего собор | 1846 | посреди западной половины монастыря |
Покрова Пресвятой Богородицы церковь | 1806-1814 | в центре восточной части монастыря к западу от собора Воскресения Словущего |
Колокольня | 1790-е, восст. 1990-е | В восточной части монастыря |
Настоятельский корпус | 1790-е | |
Братские корпуса | 1790-е | |
Ограда с башнями | 1799 |
Входит в проекты: монастыри Москвы