Адрес: Романов пер., 2

Проход: церковь видна от центрального входа в старое здание МГУ. Проход же к ней прячется в Романовом переулке (бывш. ул. Грановского). Надо войти во двор дома 2 (второй проход от ул. Воздвиженка). Последний раз, когда авторы сайта предприняли такую попытку, в глубине двора дорогу преградил охранник, поведением своим напомнивший вахтера советских времен. Впрочем, сфотографировать церковь удалось.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе. Из книги "История русского искусства" И.ГрабаряЦерковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе

 Храм на этом месте известен с 1613 года, когда он был выстроен на бывшем опричном дворе Ивана Грозного мастером Дружиной Коптевым. В то время это были владения Ивана Николаевича Романова, дяди царя Михаила.

В 1671г. двор, перешедший в казну после смерти И.Н.Романова, был пожалован Кириллу Полуэктовичу Нарышкину; его сыном, Львом Кирилловичем, и была в конце 1680-х гг. (по другим источникам в 1691г.) построена ныне существующая церковь в стиле московского (нарышкинского) барокко.

Шереметевым двор стал называться по одним из владельцев – Шереметевым, которые купили московскую усадьбу почти у стен Кремля в 1799-1800гг.

 По некоторым сведениям, храм строился известнейшим московским зодчим Яковом Бухвостовым, основным строителем при Нарышкиных, возведшим в их имениях не одну церковь. Изначально церковь была домовой, и только в 1722г. была обращена в приходскую.

Храм на высоком подклете опоясан с трех сторон галереей, на которую выходят отделенные от основного объема приделы, примыкающие к центральной апсиде. Композиция храма «иже под колоколы» сочетает в его основном объеме одновременно и храм, и колокольню, поставленную над сводом храма.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом двореВнешнее убранство церкви очень близко к белокаменному декору церкви Покрова в Филях: барочные изящные гребни фронтонов, капители, колонки, окаймляющие окна. Композиция же этого храма отличается от филевского: три маленьких боковых главки поставлены в один ряд, над главной апсидой и приделами, а четвертая – на противоположной стороне, на небольшой трапезной. На главах были установлены кованые золоченые кресты.

Стройность и легкость храму придают и его белокаменные украшения, и вся композиция, свойственная церквям нарышкинского барокко, – «восьмерик на четверике», увенчанный колокольным ярусом и одной главой на высоком барабане.

После революции, в 1929г. храм, находившийся в ведении больницы 4-го Главного управления Минздрава СССР (знаменитой кремлевской больницы), был закрыт, трапезная была сломана, стесаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть, а выше – столовая больницы. В 1950-х гг. храм частично реставрировали, но столовая в нем оставалась до 1990-х гг. В настоящее время начата реставрация храма, но он по-прежнему остается закрытым, и попасть к нему довольно сложно, так как он оказался фактически на краю строительной площадки, где возводится новый дом и сидит бдительный охранник. Верхний купол храма обновлен, как и крест на нем, но других изменений в облике одного из красивейших зданий центра Москвы пока не наблюдается.

Входит в проекты: Яков Бухвостов, храмы "под звоном"