Адрес: Романов пер., 2
Проход: церковь видна от центрального входа в старое здание МГУ. Проход же к ней прячется в Романовом переулке (бывш. ул. Грановского). Надо войти во двор дома 2 (второй проход от ул. Воздвиженка). Последний раз, когда авторы сайта предприняли такую попытку, в глубине двора дорогу преградил охранник, поведением своим напомнивший вахтера советских времен. Впрочем, сфотографировать церковь удалось.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе
Храм на этом месте известен с 1613 года, когда он был выстроен на бывшем опричном дворе Ивана Грозного мастером Дружиной Коптевым. В то время это были владения Ивана Николаевича Романова, дяди царя Михаила.
В 1671г. двор, перешедший в казну после смерти И.Н.Романова, был пожалован Кириллу Полуэктовичу Нарышкину; его сыном, Львом Кирилловичем, и была в конце 1680-х гг. (по другим источникам в 1691г.) построена ныне существующая церковь в стиле московского (нарышкинского) барокко.
Шереметевым двор стал называться по одним из владельцев – Шереметевым, которые купили московскую усадьбу почти у стен Кремля в 1799-1800гг.
По некоторым сведениям, храм строился известнейшим московским зодчим Яковом Бухвостовым, основным строителем при Нарышкиных, возведшим в их имениях не одну церковь. Изначально церковь была домовой, и только в 1722г. была обращена в приходскую.
Храм на высоком подклете опоясан с трех сторон галереей, на которую выходят отделенные от основного объема приделы, примыкающие к центральной апсиде. Композиция храма «иже под колоколы» сочетает в его основном объеме одновременно и храм, и колокольню, поставленную над сводом храма.
Внешнее убранство церкви очень близко к белокаменному декору церкви Покрова в Филях: барочные изящные гребни фронтонов, капители, колонки, окаймляющие окна. Композиция же этого храма отличается от филевского: три маленьких боковых главки поставлены в один ряд, над главной апсидой и приделами, а четвертая – на противоположной стороне, на небольшой трапезной. На главах были установлены кованые золоченые кресты.
Стройность и легкость храму придают и его белокаменные украшения, и вся композиция, свойственная церквям нарышкинского барокко, – «восьмерик на четверике», увенчанный колокольным ярусом и одной главой на высоком барабане.
После революции, в 1929г. храм, находившийся в ведении больницы 4-го Главного управления Минздрава СССР (знаменитой кремлевской больницы), был закрыт, трапезная была сломана, стесаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть, а выше – столовая больницы. В 1950-х гг. храм частично реставрировали, но столовая в нем оставалась до 1990-х гг. В настоящее время начата реставрация храма, но он по-прежнему остается закрытым, и попасть к нему довольно сложно, так как он оказался фактически на краю строительной площадки, где возводится новый дом и сидит бдительный охранник. Верхний купол храма обновлен, как и крест на нем, но других изменений в облике одного из красивейших зданий центра Москвы пока не наблюдается.
Входит в проекты: Яков Бухвостов, храмы "под звоном"