Адрес: ул.Поварская, 5
Церковь Симеона Столпника на Поварской была
построена в 1676г. (в некоторых случаях встречается датировка
1676-1679гг.). Впервые на этом месте храм (деревянный) упоминается в
1625г. В некоторых документах он значится также как церковь Введения во
Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот.
Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата
Сытного дворца (по данным 1573г. их было почти 500 человек: повара,
хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия
улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б.Никитской: Поварская
улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Слобода царских
поваров была богатой – к XVII веку в ней значится два храма. Поварская
улица была прежде, с XII века, древней Волоцкой дорогой, ведшей в
Волоколамск и Новгород, и служила не только торговой, но и своего рода
«правительственной трассой». По ней возвращался из Новгорода в Москву в
1471 году Иван III, а в 1572-м - Иван IV Грозный.
Название храма Симеона Столпника связывают с именем
Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно,
повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь
и в память о своем венчании.
В конце XVII века на месте деревянного храма начали
строить новый, из большемерного кирпича. Небольшое здание выполнено в
стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя
приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма –
Введенский, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца,
последний в 1759г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы
примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была
поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый
первый ярус колокольни.
Внешнее
убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень
нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части
основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под
небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер
колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов»,
обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера
Федора Дмитриевича Моторина (1630 - 1688), основателя знаменитой
династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников
проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как
это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды
кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на
более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при
реставрации в 1966г.
Храм был популярен среди московской интеллигенции
как место венчания. Но и до появления такой традиции здесь в 1801г.
состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний – графа Николая
Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой.
Венчание было тайным, хотя все равно наделало немало шума в высшем
свете. Здесь же в 1816г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и
Ольга Семеновна Заплатина. Кроме двух известных пар, которые непременно
фигурируют в описании храма, здесь в декабре 1918г. венчалась будущая
жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, с Юрием Мамонтовичем
Нееловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й
армией РККА. А еще через два года с она Нееловым разошлась и вышла замуж
за Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из
знаменитого романа Булгакова). Прихожанином церкви Симеона Столпника на
Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме
Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего
писателя в феврале 1852 года.
После революции церковь была закрыта и в 1930г.
фактически отдана на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть
деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о
строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте
бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не
вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но
неимоверными усилиями общественности ее удалось спасти. В 1966г.
началась реставрация, восстановили изначальную
форму кровли, даже
украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего
начальства срезали автогеном. В 1968г. здание храма отдали
Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный
зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков,
канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным
запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. Животных, к
счастью, здесь держали недолго - к 1990-м гг. в храме устраивались
выставки живописи и народного искусства.
В 1990г. на главы храма снова водрузили кресты (по
распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992г.
церковь Симеона Столпника была вновь передана верующим, заново расписана
молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела
храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
И сейчас на фоне посеревших от времени высоток Нового Арбата стоит
маленькая, но не стареющая белая церковь…
Входит в проекты: огненные храмы