Проезд общественным транспортом: от Волоколамска автобусом - 16 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Волоколамска. От Волоколамска - по дороге на Лотошино - 16 км.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери в усадьбе Ярополец Чернышевых – уникальный памятник храмовой архитектуры XVIII века. Ее строительство было начато в 1780-х годах, а окончено в 1798 году.
У усадьбы Ярополец история интересна и необычна. Сейчас здесь соседствуют две усадьбы – Гончаровых и Чернышевых. Первые достоверные сведения о нем относятся к XVI веку, когда село Ярополч принадлежало дворянам Уским, у которых было взято Иваном Грозным. До конца XVII века это была дворцовая вотчина, к тому же постоянно опекаемая; здесь были устроены царские охотничьи угодья, построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1684 году Ярополец был пожалован царевной Софьей бывшему гетману Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко. После смерти гетмана над его могилой была поставлена часовня (первая − по повелению св. Димитрия Ростовского, последняя – восстановлена уже в 1990-х годах). Усадьба же была поделена на три части между наследниками, и младший сын Петр в 1717 году продал свою долю имения генерал-майору Г.П.Чернышеву. Так в Яропольце и появились две соседствующих усадьбы.
Строительство усадебного комплекса началось при следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве, получившем его в наследство. С конца 1750-х гг. здесь разворачивается грандиозное по замыслу строительство. Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Напротив ворот в 1780-х годах начинает строиться новый храм, задуманный и как семейная усыпальница Чернышевых.
Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница. Так было задумано самим З.Г.Чернышевым, а вот кто именно воплотил в жизнь его идею – точно до сих пор не установлено. По мнению С.А.Торопова, проект принадлежит М.Ф.Казакову; другой исследователь, Н.Я.Тихомиров, полагает, что автором мог быть и В.И.Баженов. Поэтому чаще всего авторство приписывают архитектору казаковско-баженовского круга. Но когда З.Г.Чернышев, не дождавшись завершения строительства храма, умер, заботы по достройке достались его вдове Анне Родионовне. В то же время недостроенный храм обрушился (возможно, из-за упавшей колокольни), и по просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка. В создании проектов отделки участвовал и Баженов, но неизвестна степень его участия. Подробное описание и история храма можно найти в книге А.В.Чекмарева «Ярополец. История двух усадеб».
Два зеркально повернутых друг к другу объема соединены притвором с фронтонами по обеим сторонам; стены объемов украшают полуколонны. Два больших купола оканчиваются четырехугольными световыми барабанами с небольшими главками. С востока и запада к храму примыкают апсиды. Восточная – настоящая алтарная часть, западная же – ложная, позднее в ней был прорублен отдельный вход в усыпальницу. Высокие полукруглые окна по периметру храма придают ему ощущение устремленности вверх. Очень интересно убранство окон – их проемы внутри не гладкие, а также украшены розетками и рамками.
Внутреннее убранство даже сейчас, в состоянии полнейшей разрухи, приводит в восхищение. Оно явно богаче внешнего декора: полуколонны коринфского ордера поддерживают роскошный антаблемент, на колонны, также увенчанные коринфскими капителями, опираются паруса сводов.
Особое место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева. Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века. Часть деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник был уже в России. Каменную пирамиду-надгробие должны были обрамлять две статуи – Печаль и Слава. Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Шубина.
Отделка так и не была завершена полностью, храм был освящен только в 1798 году, а останки фельдмаршала Чернышева вдова не успела перенести в мавзолей. В 1830 году здание горело, погибло внутреннее убранство и иконостас. Возможно, внутри храм так и не был расписан. В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас храм закрыт, хотя через разломанные решетки окон при желании туристы попадают внутрь. Следы их деятельности заметны повсюду: в храме валяется мусор и окурки, а за последние годы оттуда были похищены некоторые части декора иконостаса и мраморный барельеф Чернышева с надгробия. Посреди зала валяется упавшая колонна, части лепнины свисают с потолка буквально на ниточках…
Позади храма видна бывшая колокольня, построенная значительно позже, в XIX веке в романтическом стиле. Современники утверждали, что она только испортила величественный вид храма. В советское время колокольня была переделана в водонапорную башню. Сейчас там нет ни колокольни, ни водокачки. Более новая колокольня разделила судьбу всей усадьбы Чернышевых − стоит в запустении.
В 2016 году наконец начался процесс реставрации уникального храма, сейчас он в лесах, появилась надежда на его возрождение.