Проезд общественным транспортом: от Волоколамска автобусом - 16 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому
шоссе до Волоколамска. От Волоколамска - по дороге на Лотошино - 16 км.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери в усадьбе Ярополец Чернышевых – уникальный памятник храмовой архитектуры XVIII века. Ее строительство было начато в 1780-х годах, а окончено в 1798 году.
У усадьбы Ярополец история интересна и необычна.
Сейчас здесь соседствуют две усадьбы – Гончаровых и Чернышевых. Первые
достоверные сведения о нем относятся к XVI веку, когда село Ярополч
принадлежало дворянам
Уским, у которых было взято Иваном Грозным. До
конца XVII века это была дворцовая вотчина, к тому же постоянно
опекаемая; здесь были устроены царские охотничьи
угодья, построена
церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1684 году Ярополец был пожалован
царевной Софьей бывшему гетману Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко.
После смерти гетмана над его могилой была поставлена часовня (первая −
по повелению св. Димитрия Ростовского, последняя – восстановлена уже в
1990-х годах). Усадьба же была поделена на три части между наследниками,
и младший сын Петр в 1717 году продал свою долю имения генерал-майору
Г.П.Чернышеву. Так в Яропольце и появились две соседствующих усадьбы.
Строительство усадебного комплекса началось при
следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве,
получившем его в наследство. С конца 1750-х гг. здесь разворачивается
грандиозное по замыслу строительство. Роскошный дворец выстроен в стиле
раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота
с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Напротив ворот в
1780-х годах начинает строиться новый храм, задуманный и как семейная
усыпальница Чернышевых.
Композиция храма уникальна для русской церковной
архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема,
соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская
церковь, а в западном − фамильная усыпальница. Так было задумано самим
З.Г.Чернышевым, а вот кто именно воплотил в жизнь его идею – точно до
сих пор не установлено. По мнению С.А.Торопова, проект принадлежит
М.Ф.Казакову; другой исследователь, Н.Я.Тихомиров, полагает, что
автором мог быть и В.И.Баженов. Поэтому чаще всего авторство
приписывают архитектору казаковско-баженовского круга. Но когда
З.Г.Чернышев, не дождавшись завершения строительства храма, умер, заботы
по достройке достались его вдове Анне Родионовне. В то же время
недостроенный храм
обрушился (возможно, из-за упавшей колокольни), и по
просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей
привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его
руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата
внутренняя отделка. В создании проектов отделки участвовал и Баженов, но
неизвестна степень его участия. Подробное описание и история храма можно
найти в книге А.В.Чекмарева «Ярополец. История двух усадеб».
Два зеркально повернутых друг к другу объема
соединены притвором с фронтонами по обеим сторонам; стены объемов
украшают полуколонны. Два больших купола оканчиваются четырехугольными
световыми барабанами с небольшими главками. С востока и запада к храму
примыкают апсиды. Восточная – настоящая алтарная часть, западная же –
ложная, позднее в ней был прорублен отдельный вход в усыпальницу.
Высокие полукруглые окна по периметру храма придают ему ощущение
устремленности вверх. Очень интересно убранство окон – их проемы внутри
не гладкие, а также украшены розетками и рамками.
Внутреннее убранство даже сейчас, в состоянии
полнейшей разрухи, приводит в восхищение. Оно явно богаче внешнего
декора: полуколонны коринфского ордера поддерживают роскошный
антаблемент, на колонны, также увенчанные коринфскими капителями,
опираются паруса сводов.
Особое
место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева.
Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века. Часть
деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник
был уже в России. Каменную пирамиду-надгробие должны были обрамлять две
статуи – Печаль и Слава. Сейчас памятник разграблен, последним с него
исчез мраморный барельеф работы Шубина.
Отделка так и не была завершена полностью, храм был
освящен только в 1798 году, а останки фельдмаршала Чернышева вдова не
успела перенести в мавзолей. В 1830 году здание горело, погибло
внутреннее убранство и иконостас. Возможно, внутри храм так и не был
расписан. В советское время церковь пришла в состояние полнейшего
запустения, которое довершила война. Здание хотя и пострадало меньше,
чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в
самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова
передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились.
Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью,
успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас храм закрыт,
хотя через
разломанные решетки окон при желании туристы попадают внутрь. Следы их
деятельности заметны повсюду: в храме валяется мусор и окурки, а за
последние годы оттуда были похищены некоторые части декора иконостаса и
мраморный барельеф Чернышева с надгробия. Посреди зала валяется упавшая
колонна, части лепнины свисают с потолка буквально на ниточках…
Позади храма видна бывшая колокольня, построенная значительно позже, в XIX веке в романтическом стиле. Современники утверждали, что она только испортила величественный вид храма. В советское время колокольня была переделана в водонапорную башню. Сейчас там нет ни колокольни, ни водокачки. Более новая колокольня разделила судьбу всей усадьбы Чернышевых − стоит в запустении.
В 2016 году наконец начался процесс реставрации уникального храма, сейчас он в лесах, появилась надежда на его возрождение.