Адрес: г. Хотьково, ул.Кооперативная
Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокз. до ст. Хотьково, от нее пешком 1 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Ярославскому шоссе, с него свернуть по указателю на Радонеж, далее - прямо до Хотьково.
Основание Покровского Хотькова монастыря относят к 1308 году, хотя по некоторым сведениям он существовал уже в XIII веке. Это был небольшой и бедный монастырь смешанного типа – в нем раздельно проживали мужчины и женщины. Для XIII-XIV веков такие обители не были редкостью – монастырей вообще было мало, и устраивать отдельно мужские и женские получалось не всегда.
Изначально и долгое время все постройки Хотькова Покровского монастыря были деревянными. Может быть, он еще долго оставался бы небольшим и заштатным, если бы не одно событие, или, вернее, цепь событий, произошедших в первой половине XIV века.
В это время в соседнее село Радонеж из Ростова Великого переехал боярин Кирилл с семьей − супругой Марией и сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем, которому позднее суждено было стать первым русским святым, Сергием Радонежским. Кирилл и Мария, уже пожилые и больные люди, вскоре приняли решение уйти в монастырь, и сын Варфоломей ушел с ними, чтобы ухаживать за родителями. Сергий (тогда еще − Варфоломей) недолго досматривал родителей в одиночку − вскоре его старший брат овдовел и решил тоже уйти в монастырь, так как очень любил свою жену и не хотел брать другую. В 1337 году Кирилл и Мария умерли и были погребены в монастыре. Варфоломей после этого принял схиму и вскоре ушел из обители, основав Троицкий монастырь неподалеку − то есть, нынешнюю Троице-Сергиеву Лавру.
К царствованию Ивана IV Грозного Хотьков монастырь был уже не смешанным, а «девичьим». Именно при Грозном, по прошению игумена Троице-Сергиевой Лавры Никандра, Хотьков монастырь был приписан к Троицкому, для лучшего ухода и сохранения святых гробов преподобных Кирилла и Марии, уже тогда очень почитавшихся на Руси. Покровский монастырь был еще весьма беден, в нем был всего один храм – Покровский − и множество отдельных домиков и келий, так как он был необщежительным, и монахини добывали себе пропитание каждая отдельно. После присоединения к Лавре жизнь несколько улучшилась, но ненадолго − в годы польско-литовской интервенции в начале XVII века он был разорен, а монахини вынуждены были бежать в Троице-Сергиеву Лавру.
В 1644 году на щедрое пожертвование царского стольника Янова был выстроен первый каменный храм обители – Покровский. Это было очень красивое здание, увенчанное тремя шатровыми завершениями, богато украшенное резьбой и узорами; почти сто лет оно оставалось единственной каменной постройкой монастыря.
В середине XVIII века, когда здесь жили уже 115 монахинь, а сам монастырь снова приобрел самостоятельный статус, на его территории развернулось новое строительство. И неудивительно − через монастырь пролегал путь паломников, идущих в Троице-Сергиеву Лавру, и, конечно, все хотели перед Лаврой поклониться могилам Кирилла и Марии. В монастыре странников бесплатно кормили и устраивали на ночлег; сюда стекались и богатые пожертвования, позволившие выстроить второй храм – Никольский, деревянный, «теплый» (для зимних богослужений).
В ХVIII веке монастырь окружили стены с новыми корпусами келий и богадельни. К речке Паже вывели новые Водяные ворота, а в противоположной стене − трехчастные Святые ворота в стиле барокко, на которых в 1791 году надстроили надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи − массивное классицистическое здание с большим куполом и одной главкой на двойном барабане. Частично убранство ворот тогда же переделали в соответствии с надвратным храмом.
XIX век стал временем наивысшего расцвета Покровского монастыря. Обновились старые и были построены новые необходимые просторные здания – и жилые, и хозяйственные, здесь жили и трудились 350-400 женщин и девиц. В рукодельных мастерских вышивали золотом и плели кружево, шили церковные одежды и делали прочую утварь, занимались отделкой и украшением икон, которые сестры писали здесь же, в иконописной мастерской.
В 1812 году на месте древнего Покровского собора начали возводить новый, более просторный, в монументальном стиле классицизм. К сожалению, великолепный старинный собор обветшал, и его, вместо того, чтобы отреставрировать, предпочли разобрать. Новый храм был построен пятиглавым, с большим световым центральным барабаном и маленькими глухими – по углам. С тех сторон фасады храма украшают портики с колоннами коринфского ордера; под храмом – большой подвал.
Никольский собор − самый большой в монастыре − сменил в 1900 году на этом месте скромную деревянную церковку. Собор строил видный московский архитектор А.А.Латков в очень популярном в то время византийском стиле, придав ему монументальность и в то же время изящество форм. Это здание было также пятиглавым, в два света и с огромным световым главным барабаном, отчего внутреннее пространство было очень эффектно освещено. Собор отличался великолепным иконостасом из итальянского мрамора, богатым убранством. Рядом с собором в XIX веке была построена колокольня, разделившая монастырь на две части − жилую и парадную. Тогда же были снесены отдельные кельи, так как изменился устав и монастырь стал общежительным. Монахини переселились в общие большие здания.
В 1922 году монастырь был закрыт. Часть сестер еще оставалась жить в нем до 1928 года, а большинство разошлись по окрестным деревням и селам, найдя приют у крестьян и работу в различных артелях. Последняя настоятельница монастыря игуменья Варсонофия II была арестована в 1931 году и умерла, не доехав до места ссылки.
Никольский собор закрыли и разграбили в 1932 году. Уникальный мраморный иконостас был пущен на отделку одной из первых станций Московского Метрополитена (Комсомольской ли, или Кропоткинской, или Арбатской − сейчас уже неизвестно). А здание собора отдали мастерской по ремонту сельскохозяйственной техники… Соборная колокольня, мешавшая проезду тракторов и грузовиков, была без долгих раздумий снесена. В остальных просторных зданиях монастыря расположились самые разные учреждения новых хозяев: мастерские, училища, общежития… Высокая кирпичная ограда пошла на стройматериалы.
В 1989 году, после многочисленных ходатайств, Покровский Хотьков монастырь был возвращен Церкви. Замусоренную, разоренную землю начали приводить в порядок. Добровольно пришедшие помогать люди разгребали завалы, вывозили битый кирпич и мусор, помогали восстанавливать обезображенные храмы. В 1992 году были канонизированы Преподобные Кирилл и Мария, и их мощи сейчас находятся в не до конца отреставрированном Никольском соборе, где раки отведен специальный угол, украшенный подходящими иконами. Пока не отреставрирован Покровский собор, мощи будут находиться здесь, а после реставрации займут свое историческое место.
Ремонт в монастыре пока что продолжается и, по-видимому, идти будет еще долго: часть зданий возвратили совсем недавно и они требуют больших вложений. Но сделано уже немало: в монастыре устроен большой детский приют, сестры занимаются сельским хозяйством на подворье в неподалеку от села Каменка, окормляют больницу. Обитель возрождается, хотя, конечно, сейчас через ее ворота не проходят вереницы паломников, пешком следующих в Троице-Сергиеву Лавру.
Храмы и постройки монастыря
Название | Годы | Расположение |
---|---|---|
Покровский собор | 1812-1816 | В южной части территории |
Никольский собор | 1900 | Посреди монастырского двора |
Рождества Иоанна Предтечи надвратная церковь | 1791 | В северной части ограды |
Стены и башни | XVIIIв. | |
Богадельня | 1826 | В южной части ограды |
Водяные ворота | 1833 | В южной части ограды |
Трапезный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Рукодельный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Общежительный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Колокольня | сер. XIXв. | у Никольского собора |
Больница | 1872 | |
Дом настоятельницы | 1900-е | |
Гостиница | 1900-е |
Красным цветом помечены несохранившиеся постройки