Адрес: г. Хотьково, ул.Кооперативная
Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокз. до ст. Хотьково, от нее пешком 1 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Ярославскому шоссе, с него свернуть по указателю на Радонеж, далее - прямо до Хотьково.
Основание
Покровского Хотькова монастыря относят к 1308 году, хотя по
некоторым сведениям он существовал уже в XIII веке. Это был небольшой и
бедный монастырь смешанного типа – в нем раздельно проживали мужчины и
женщины. Для XIII-XIV веков такие обители не были редкостью – монастырей
вообще было мало, и устраивать отдельно мужские и женские получалось не
всегда.
Изначально и долгое время все постройки Хотькова Покровского монастыря были деревянными. Может быть, он еще долго оставался бы небольшим и заштатным, если бы не одно событие, или, вернее, цепь событий, произошедших в первой половине XIV века.
В
это время в соседнее село Радонеж из Ростова Великого переехал боярин
Кирилл с семьей − супругой Марией и сыновьями: Стефаном, Петром и
Варфоломеем, которому позднее суждено было стать первым русским святым,
Сергием Радонежским. Кирилл и Мария, уже пожилые и больные люди, вскоре
приняли решение уйти в монастырь, и сын Варфоломей ушел с ними, чтобы
ухаживать за родителями. Сергий (тогда еще − Варфоломей) недолго
досматривал родителей в одиночку − вскоре его старший брат овдовел и
решил тоже уйти в монастырь, так как очень любил свою жену и не хотел
брать другую. В 1337 году Кирилл и Мария умерли и были погребены в
монастыре. Варфоломей после этого принял схиму и вскоре ушел из обители,
основав Троицкий монастырь неподалеку − то есть, нынешнюю
Троице-Сергиеву Лавру.
К царствованию Ивана IV Грозного Хотьков монастырь
был уже не смешанным, а «девичьим». Именно при Грозном, по прошению
игумена Троице-Сергиевой Лавры Никандра, Хотьков монастырь был приписан
к Троицкому, для лучшего ухода и сохранения святых гробов преподобных
Кирилла и Марии, уже тогда очень почитавшихся на Руси. Покровский
монастырь был еще весьма беден, в нем был всего один храм – Покровский −
и множество отдельных домиков и келий, так как он был необщежительным, и
монахини добывали себе пропитание каждая отдельно. После присоединения к
Лавре жизнь несколько улучшилась, но ненадолго − в годы
польско-литовской интервенции в начале XVII века он был разорен, а
монахини вынуждены были бежать в Троице-Сергиеву Лавру.
В 1644 году на щедрое пожертвование царского стольника Янова был выстроен первый каменный храм обители – Покровский. Это было очень красивое здание, увенчанное тремя шатровыми завершениями, богато украшенное резьбой и узорами; почти сто лет оно оставалось единственной каменной постройкой монастыря.
В середине XVIII века, когда здесь жили уже 115 монахинь, а сам монастырь снова приобрел самостоятельный статус, на его территории развернулось новое строительство. И неудивительно − через монастырь пролегал путь паломников, идущих в Троице-Сергиеву Лавру, и, конечно, все хотели перед Лаврой поклониться могилам Кирилла и Марии. В монастыре странников бесплатно кормили и устраивали на ночлег; сюда стекались и богатые пожертвования, позволившие выстроить второй храм – Никольский, деревянный, «теплый» (для зимних богослужений).
В
ХVIII веке монастырь окружили стены с новыми корпусами келий и
богадельни. К речке Паже вывели новые Водяные ворота, а в
противоположной стене − трехчастные Святые ворота в стиле барокко, на
которых в 1791 году надстроили надвратную церковь Рождества Иоанна
Предтечи − массивное классицистическое здание с большим куполом и
одной главкой на двойном барабане. Частично убранство ворот тогда же
переделали в соответствии с надвратным храмом.
XIX
век стал временем наивысшего расцвета Покровского монастыря. Обновились
старые и были построены новые необходимые просторные здания – и жилые, и
хозяйственные, здесь жили и трудились 350-400 женщин и девиц. В
рукодельных мастерских вышивали золотом и плели кружево, шили церковные
одежды и делали прочую утварь, занимались отделкой и украшением икон,
которые сестры писали здесь же, в иконописной мастерской.
В
1812 году на месте древнего Покровского собора начали возводить
новый, более просторный, в монументальном стиле классицизм. К сожалению,
великолепный старинный собор обветшал, и его, вместо того, чтобы
отреставрировать, предпочли разобрать. Новый храм был построен
пятиглавым, с большим световым центральным барабаном и маленькими
глухими – по углам. С тех сторон фасады храма украшают портики с
колоннами коринфского ордера; под храмом – большой подвал.
Никольский
собор − самый большой в монастыре − сменил в 1900 году на этом месте
скромную деревянную церковку. Собор строил видный московский архитектор
А.А.Латков в очень популярном в то время византийском стиле, придав ему
монументальность и в то же время изящество форм. Это здание было также
пятиглавым, в два света и с огромным световым главным барабаном, отчего
внутреннее пространство было очень эффектно освещено. Собор отличался
великолепным иконостасом из итальянского мрамора, богатым убранством.
Рядом с собором в XIX веке была построена колокольня, разделившая
монастырь на две части − жилую и парадную. Тогда же были снесены
отдельные кельи, так как изменился устав и монастырь стал общежительным.
Монахини переселились в общие большие здания.
В 1922 году монастырь был закрыт. Часть сестер еще оставалась жить в нем до 1928 года, а большинство разошлись по окрестным деревням и селам, найдя приют у крестьян и работу в различных артелях. Последняя настоятельница монастыря игуменья Варсонофия II была арестована в 1931 году и умерла, не доехав до места ссылки.
Никольский
собор закрыли и разграбили в 1932 году. Уникальный мраморный иконостас
был пущен на отделку одной из первых станций Московского Метрополитена
(Комсомольской ли, или Кропоткинской, или Арбатской − сейчас уже
неизвестно). А здание собора отдали мастерской по ремонту
сельскохозяйственной техники… Соборная колокольня, мешавшая проезду
тракторов и грузовиков, была без долгих раздумий снесена. В остальных
просторных зданиях монастыря расположились самые разные учреждения новых
хозяев: мастерские, училища, общежития… Высокая кирпичная ограда пошла
на стройматериалы.
В
1989 году, после многочисленных ходатайств, Покровский Хотьков монастырь
был возвращен Церкви. Замусоренную, разоренную землю начали приводить в
порядок. Добровольно пришедшие помогать люди разгребали завалы, вывозили
битый кирпич и мусор, помогали восстанавливать обезображенные храмы. В
1992 году были канонизированы Преподобные Кирилл и Мария, и их мощи
сейчас находятся в не до конца отреставрированном Никольском соборе, где
раки отведен специальный угол, украшенный подходящими иконами. Пока не
отреставрирован Покровский собор, мощи будут находиться здесь, а после
реставрации займут свое историческое место.
Ремонт
в монастыре пока что продолжается и, по-видимому, идти будет еще долго:
часть зданий возвратили совсем недавно и они требуют больших вложений.
Но сделано уже немало: в монастыре устроен большой детский приют, сестры
занимаются сельским хозяйством на подворье в неподалеку от села Каменка,
окормляют больницу. Обитель возрождается, хотя, конечно, сейчас через ее
ворота не проходят вереницы паломников, пешком следующих в
Троице-Сергиеву Лавру.
Храмы и постройки монастыря
Название | Годы | Расположение |
---|---|---|
Покровский собор | 1812-1816 | В южной части территории |
Никольский собор | 1900 | Посреди монастырского двора |
Рождества Иоанна Предтечи надвратная церковь | 1791 | В северной части ограды |
Стены и башни | XVIIIв. | |
Богадельня | 1826 | В южной части ограды |
Водяные ворота | 1833 | В южной части ограды |
Трапезный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Рукодельный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Общежительный корпус | сер. XIXв. | В северной половине монастыря |
Колокольня | сер. XIXв. | у Никольского собора |
Больница | 1872 | |
Дом настоятельницы | 1900-е | |
Гостиница | 1900-е |
Красным цветом помечены несохранившиеся постройки