Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Тайнинская - 15 км.
Проезд автомобилем: по внешней стороне МКАДа от Ярославского ш. в сторону Осташковского ш. - 0,5 км, не доезжая до поста ГАИ свернуть на дорогу в Мытищи, по ул. Трудовая до ул. 1-я Крестьянская, там налево и до перекрестка с ул. Веры Волошиной, там снова свернуть налево и ехать до разветвления с ул. Красный Поселок (она уходит правее). По ул. Красный Поселок до ул. Центральная, там - направо и по ней до храма.
Благовещенская церковь в селе Тайнинском, родовой
вотчине царя Федора Алексеевича, была построена в 1677г. по его указу.
Село Тайнинское известно по документам с 1410г. как владение серпуховского князя Владимира Храброго, внука Ивана Калиты. Село, расположенное на левом берегу Яузы, было одним из важных пунктов древнего торгового пути, проходившего по полноводной тогда реке. Село в течение нескольких веков оставалось дворцовым, здесь в 1552-1574гг. часто бывал Иван Грозный, а в 1574г. он принимал здесь ханских послов. В Смутное время село было занято Лжедмитрием II как важный пункт на пути от Москвы к северным областям. При Алексее Михайловиче в Тайнинском поставили путевой дворец, в котором царь останавливался по пути на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. При Елизавете Петровне деревянный путевой дворец был перестроен заново.
Кирпичная Благовещенская церковь выстроена в стиле
русского узорочья и очень нарядна. Основа ее – высокий двустветный
четверик, увенчанный горкой кокошников – «огненным» завершением, – и
пятью главами на световых барабанах. В XIX веке, как это было со многими
«огненными» храмами, ярусы кокошников были срублены и заменены на
четырехскатную кровлю. Стены обильно украшены декоративными деталями из
тесаного кирпича. С севера и юга в храм ведут четыре двери (две – в
основной объем, две – в трапезную), обрамленные перспективными порталами
с килевидными завершениями и украшениями-«дыньками». Очень богат и декор
наличников на окнах, а сами окна разделены парными колонками. В
алтарной
части храма три высоких окна в апсидах, их наличники повторяют декор
окон трапезной. Главная отличительная особенность храма – вход с запада.
Это не просто вход, он обрамлен парой симметричных наружных лестниц с
тремя рундуками. Средний рундук, пониже, покрыт сверху полой каменной
«бочкой», боковые, повыше, увенчаны шатрами. Шатры, окруженные рядом
кокошников, изначально были покрыты поливной черепицей зеленого тона.
Очень пышно и разнообразно украшены опоры лестниц с массивными базами и
арки – как подобает входу в храм при дворцовом селе. Эта пышность
отражается и в интерьере трапезной: лотковый свод с распалубками,
широкие арочные проемы, соединяющие основное пространство трапезной и
хоры. Убранство интерьера сильно пострадало в советское время.
В 1929г. храм был закрыт, и в нем устроили сначала
сельский клуб, потом открыли хлебный магазин. Позднее здесь разместили
фабрику декоративной игрушки и столярную мастерскую. Вернули церковь
верующим в 1989г., и тогда началось восстановление. Возвратили
изначальный вид кровле с рядами килевидных и полукруглых кокошников,
вновь поставили кресты на купола, отреставрировали храм изнутри. В южной
части наружного крыльца устроили звонницу (до этого колокола висели в
бочкообразной средней части крыльца). В подклете храма устроен престол
Новомучеников и Исповедников Российских, в верхней части – приделы
Ильинский и свв. Захария и Елизаветы.
Если пройти от храма в сторону МКАДа, то можно увидеть высокий монумент. Это памятник императору Николаю II работы скульптора В.М.Клыкова, поставленный на месте царского путевого дворца. Установлен он был в 2000г.; это уже второй памятник Николаю II на этом месте – его предшественник был взорван вандалами за три года до того.