Проезд общественным транспортом: от Москвы с Белорусского вокз. электричкой до ст. Бородино - 121 км. Далее - автобусом или пешком 2,5 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Минскому шоссе (далее свернуть с Минского на Можайское) или по Можайскому шоссе до Можайска - 116 км. Далее от Можайска через Кукарино на Бородино - около 4 км. Перед д.Татариново - поворот к монастырю, еще около 3,5 км.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д.Быковскому. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – она скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии.
За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же, как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Собор пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично.
Очень большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, и это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, − прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине.
Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно − безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера − глава Владимирского собора.
Входит в проект: Спасо-Бородинский монастырь