Посмотреть на карте Московской области (№22)
Проезд общественным транспортом: от Лотошино автобусом на Микулино - 25 км.
Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Волоколамска - 110 км; далее на Лотошино - около 30 км., от Лотошино - по трассе Р-90 до Микулино - около 25 км.
Собор Михаила Архангела в Микулино был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. Здесь же пролегала дорога из Москвы в Тверь, с бродом на реке Шоше. Наивысшего расцвета город Микулин достиг в XV веке, когда микулинские князья даже чеканили свою монету. Впервые этот город упоминается в летописях под 1363 годом.
На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н.Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали.
Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть, наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Такая кладка применялась в строительстве крепостных стен. Оправдала она себя и здесь: почти 500 лет стоит собор, и не могут его разрушить ни природные, ни политические перемены.
Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов – огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. Но достаточно приблизиться, чтобы понять, насколько они велики. Фасады просты и за исключением порталов и непышных наличников лишены декора. Все украшения собора были сосредоточены зодчими на широких мощных световых барабанах. Снизу и сверху каждый барабан окружен несколькими рядами карнизов и аркатурными поясками. Узкие высокие окна, похожие на крепостные бойницы, создают впечатление еще большей высоты барабанов.
Необычны и апсиды храма. Они очень велики, что нередко для древних соборов, но кроме того, средняя апсида окружена несильно выступающими контрфорсами, пристроенными к ней в XVIII-XIX вв. для укрепления стены. Тогда же собор был обтянут металлическим «поясом».
В 1886-1887 гг. древнее здание пережило еще одну реставрацию. Под руководством архитектора и реставратора Н.В.Султанова собору было возвращено позакомарное покрытие, ранее замененное на простое и гораздо менее эффектное четырехскатное, заново переложен алтарный свод, отреставрирован юго-восточный барабан.
До конца XX века купола собора оставались луковичными; только недавно, после возвращения храма верующим, им вернули исконную шлемовидную форму. В советское время храм простоял закрытым с 1922 года.
Росписей внутри собора не сохранилось, за исключением некоторых фрагментов позднейших фресок начала XX века.
Огромный каменный собор протопить для богослужений в холодное время практически невозможно, поэтому совсем недавно рядом с ним построили маленькую деревянную церковь на месте снесенной в 1954г. церкви Успения Богородицы (1871г.) с колокольней. Вместо колокольни между двумя храмами – летним и зимним – стоит временная звонница.
Наилучший вид на древний собор – с крепостных валов, которые прежде охраняли древний город от врагов, а теперь, кажется, ограждают собор от неумолимого течения времени…
Входит в проекты: древние храмы