Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Павшино - 22 км, далее автобусом до Николо-Урюпино.
Проезд автомобилем: От МКАД по Новорижскому шоссе 2,5 км до большой кольцевой развязки с Ильинским шоссе (вариант - по Волоколамскому, затем Ильинскому шоссе до той же развязки), далее в направлении Ильинского и Петрово-Дальнего до деревни Глухово; в Глухово поворот по указателю на Николо-Урюпино. От поворота - 6 км.
Никольская церковь в усадьбе Никольское-Урюпино
была построена в 1664-1665гг. зодчим Павлом Потехиным, крепостным
Одоевских, которым в то время принадлежало подмосковное имение. Усадьба
стоит на берегу речки Липенки. Изначально, в первой половине XVII века,
она находилась на той же стороне, что и церковь. В то время усадебная
церковь была деревянной. Во второй половине XVII века боярин Никита
Иванович Одоевский перенес усадебный дом на другую сторону речки и начал
строительство нового храма (по другим сведениям, в это время усадьба
принадлежала родственнику Одоевских, М.Я.Черкасскому).
Нарядная церковь была выстроена Павлом Потехиным из
кирпича. По композиции и архитектурным особенностям она близка к двум
другим храмам в подмосковных имениях Одоевских –
Казанской церкви в Марково и
церкви Михаила Архангела в усадьбе Архангельское. Центральная
кубическая часть окружена четырьмя приделами по углам, выполненными в
форме основного объема. Церковь поставлена на небольшом уклоне, и из-за
этого с запада церкви сделана терраса над папертью, а поставленные на
нее приделы внутри сделаны немного ниже. Обращают на себя внимание в
первую очередь очень красивые завершения центральной части и приделов –
из нескольких рядов остроконечных кокошников. Такие завершения храмов
носят в архитектуре название «огненных». В стиле русского узорочья
выполнен весь декор храма: наличники окон, резные карнизы и колонки на
барабанах. На центральный объем поставлена одна глава на световом
барабане, украшенном вкраплениями из муравленых изразцов и резными
колонками между узкими окнами.
В XIX веке «огненное» покрытие храма было стесано и
заменено на четырехскатное. Восстановление изначального вида кровли было
выполнено в 1970-1980-х гг. по исследованиям О.С.Горбачевой. Малые главы
приделов заново покрыты поливным лемехом.
На западном фасаде храма была поставлена небольшая
звонница, в 1840-х гг. замененная на
настенную колокольню по проекту
архитектора М.Д.Быковского. По его же рисунку был выполнен новый
главный иконостас, впоследствии утраченный вместе с придельными.
Быковскому заказали эту работу не случайно: тогдашний владелец усадьбы
Михаил Николаевич Голицын основал Московскую галерею, или Пассаж, на
Петровке, и проект Пассажа выполнял М.Д.Быковский. У церкви сохранились
надгробия сына и внука М.Н.Голицына, а также его невестки
М.С.Сумароковой.
В 1939г. храм был закрыт, в нем по очереди размещались сельсовет, мастерские и склад. Только в 1970г. началось восстановление уникального по красоте здания. В 1991г. храм возвращен верующим, сейчас его реставрация завершена и ведутся регулярные богослужения.
Входит в проекты: Павел Потехин