Адрес: Владимирская обл., г.Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая.
Проезд общественным транспортом: От Владимира автобусом до Юрьева-Польского 63 км.
Проезд автомобилем: От Владимира до Юрьева-Польского 63 км.
Георгиевский собор был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия 3 потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год князь Святослав Всеволодович повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора.
Князь Святослав (1196-1252), сын Суздальского князя Всеволода III, за свою жизнь княжил в Новгороде, Переяславле-Залесском, Суздале, Владимире, стал родоначальником Юрьевских князей. В Юрьеве основал Михайловский мужской монастырь. В построенном князем Георгиевском соборе сохранился высеченный им каменный крест, сделанный в память о чудесном спасении Святослава на реке Волге в 1224 г. Гробница князя была в Георгиевском соборе, в Троицком приделе.
Георгиевский собор, постройка которого была окончена в 1234г., был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.
В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения – она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. Московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее и поручил это зодчему и подрядчику В.Д.Ермолину.
Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. Часть камней Ермолину удалось собрать вместе, получились как бы фрагменты прежних картин, но большинство камней были поставлены произвольно.
После восстановления собор стал ощутимо ниже, но интерьер его сохранился. Ермолин восстановил своды, используя ступенчато повышающиеся подпружные арки, чтобы сохранить центрическую композицию внутренней части собора.
На этом перестройки собора не прекратились. В том виде, который придал ему Ермолин, здание простояло до XVII века. В XVII веке к храму была пристроена шатровая колокольня, замененная в XVIII веке на новую, четырехъярусную, сломанную уже после революции. В начале XIX века расширили теплый придел Святой Троицы, в 1809-1827 гг. пристроили теплый собор в честь Воздвижения Креста. Эти пристройки также были снесены в советское время.
После того, как исчезли все позднейшие строения, окружавшие собор, он принял практически первоначальный вид, точнее, тот вид, который приобрел после реставрации в XV веке.
В соборе находился музей с собранием древних резных камней, когда-то составлявших его стены; там же хранится и каменный «Святославов крест». Сейчас, по некоторым данным, собор передан верующим, однако вход по-прежнему платный, как в музей, и внутри располагаются по соседству иконостас и экспозиции.
Среди фигур, вырезанных на камнях, из которых сложен собор, есть знаменитый среди туристов слоник. Существует примета, по которой тот, кто найдет слоника самостоятельно, может загадывать желание, и оно сбудется. Для тех же, кто не хочет долго шарить глазами по узорчатой резьбе, - вот описание, как найти этого слоника, и его фото.
Входит в проекты: домонгольские храмы, В.Д.Ермолин