Меч, как религиозный символ в европейской культуре
Для людей, хоть раз открывавших Библию не секрет, что меч там упоминается довольно-таки часто. Даже Спаситель неоднократно обращается к этому образу в своих речах. Так, в Евангелии от Луки он говорит своим ученикам продать одежду свою и купить меч (Лк. 22: 35–36, 38). Также всем хорошо знакомы слова «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34)
В 13 главе послания к римлянам носитель меча, являющийся служителем закона назван «Божьим слугою и отомстителем в наказание делающим злое» (стих 4,5)
Именно эти образы и слова оказали огромное влияние на принявшую христианство европейскую воинскую элиту. Что для европейского рыцарства, что для русских княжеских дружин образ человека с мечом, заслоняющего собой не только слабых, но и весь христианский мир от всякого зла, стал основополагающим. Можно сказать, центральным. Идеальный рыцарь видится праведным воином, исполняющим возложенную на него великую миссию, возложенную на него самим Христом.
Несомненно, в те жестокие времена образ меча многими воинами был понят слишком буквально. Слова о том, что меч духовный есть Слово Божие (Еф. 6: 17) и что «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12), несомненно, были знакомы многим рыцарям. Но меч для них был всё же главнее слова. Тем более, что у многих перед глазами стоял картина того, как вернувшийся спаситель едет на белом коне во главе небесного воинства и из его уст исходит меч, поражающий народы.(Евр. 4: 12). Именно как часть этого святого воинства многие рыцари себя и воспринимали.
Во время акколады (посвящения в рыцари) молодой человек, исповедовавшись и причастившись, возлагал свой меч на алтарь, а сам преклонял колени. Священник благословлял меч и с молитвой вручал его молодому рыцарю, напоминая, что тот теперь обязан быть христианским воином и защитником церкви. То есть, мы можем утверждать, что в эпоху средневековья, если не все, то большинство рыцарских мечей были освящены.
Особенно ярко дух христианского воинства проявился в эпоху Крестовых Походов и создания первых религиозных рыцарских орденов. Кстати, многие ордена как раз и создавались, чтобы обеспечивать защиту христианских паломников и оказывать им разного рода помощь. Всё согласно образу рыцаря - защитника праведных и верных.
Многие мечи того времени несли на себе разного рода религиозную символику, цитаты из писания, а порой их рукояти являлись вместилищами реликвий.
Например, до нас дошло описание Дюрандаля – меча Роланда, героя множества французских легенд и поэм, скорее всего, бывшего реально существовавшим рыцарем.
Так вот, в «песне о Роланде» сказано, что в рукояти меча было мощехранилище, в котором находились: «зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского и фрагмент риз Приснодевы Марии».
Не удивительно, что такой, сам по себе являющийся святыней, меч, в походных условиях мог служить рыцарям своего рода заменителем распятия или иконы. Тем более, что воздетый (или воткнутый в землю) рукоятью вверх он имел хорошо читаемую крестообразную форму. Также, нередко в навершие рукояти монтировалось чеканное изображение святого либо креста.
Память о тех временах жива до сих пор. Люди, интересующиеся историей помнят, что рыцарский меч всегда был более чем просто клинком. Современные реплики средневековых мечей, как и их исторические прообразы, часто несут на себе цитаты из Писания, христианскую символику. Эта память о духе и символизме ушедших эпох всё ещё близка и дорога многим нашим современникам.
Источник - https://grandway.ua/catalog/mechi-panno-sabli/mechi-panno/