Как правильно составить бизнес-план для получения кредита
Пополнение оборотных средств, покупка или модернизация оборудования, финансирование текущей деятельности, развитие новых направлений — есть множество случаев, когда предпринимателям требуется кредит. Банки предлагают ИП займы на выгодных условиях под самые разные цели. Но кредитование ИП имеет свои особенности. Одно из требований — перспективный бизнес-план.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план — это документ, в котором описывается суть и пошаговая реализация бизнес-идеи. Компания:
-
тщательно анализирует состояние рынка, востребованность выбранной ниши, деятельность конкурентов;
-
оценивает экономическую эффективность своего проекта;
-
прописывает возможные риски;
-
подробно расписывает этапы развития бизнеса;
-
показывает период окупаемости;
-
фиксирует объем вложений в бизнес, а также залоговое имущество, которое «подстрахует» банк в случае невыплаты заемщиком кредита.
Бизнес-план нужен не только банку, но и самому предпринимателю. Как правило, бизнес на начальных этапах не приносит прибыли. Тщательное планирование позволит оценить перспективность проекта, сумму необходимых вложений, грамотно распределить финансы.
Из каких разделов состоит бизнес-план
Единого шаблона не существует. Цель: убедить банк в том, что проект быстро наберет обороты и начнет приносить доход. У инвесторов или кредиторов могут быть собственные требования или пожелания к составлению документа.
Как правило, бизнес-план состоит из нескольких разделов.
-
Резюме проекта. Раскрывает суть будущего дела, его сильные стороны, сроки окупаемости.
-
Общее описание. Указывают данные о бизнес-партнерах, уже привлеченных инвесторах и их роли в развитии дела, логистических цепочках, объеме вложенных средств и другую важную информацию.
-
Маркетинговый план. Включает описание целевой аудитории, общих тенденций и колебаний на рынке; анализ спроса, деятельности конкурентов. Также в маркетинговой части отражают сильные стороны продукта или услуги по сравнению с конкурентами; каналы рекламы; этапы формирования клиентской базы; особенности позиционирования, дизайна упаковки для товара или интерьера помещений для сферы услуг.
-
Технологическое описание — фундамент финансовой части. Нужно указать всю информацию о сырье, необходимом оборудовании, способах поставки продукции, особенностях лицензирования, сроках и расходах на остановку и перезапуск производства, составе и квалификации сотрудников.
-
Финансовый расчет. В этой части нужно прописать объем основных затрат (приобретение оборудования, недвижимости, капитальный ремонт помещений), объем текущих затрат (закупка сырья, товаров, зарплата сотрудникам, расходы по логистике), кредиты, налоги, страховые выплаты. Также указывают источники денежного обеспечения (собственные деньги предпринимателя, займы, государственные субсидии).
-
Оценка рисков. В этой части описывают влияние возможных негативных факторов (приостановка процессов производства, проблемы с логистикой, порча сырья и товаров, отсутствие спроса на продукцию или услугу, чрезвычайные ситуации, например пожар или ограбление.
Предприниматель должен тщательно проанализировать рынок кредитования и выбрать надежный банк с выгодным предложением по займу, чтобы получить кредит на пополнение оборотных средств. От этого зависят размер и условия кредитования, процентная ставка и другие финансово важные условия, которые могут повлиять на успешность бизнеса.