Что такое стратегия бизнеса и как ее использовать?
Грамотное и четкое определение стратегических целей и эффективность их реализации обеспечивает успех бизнеса, помогает компании пережить кризис, достигать конкурентных преимуществ, устойчиво расти и развиваться. Поэтому важно не только понимать, что такое бизнес стратегия, но и знать основные этапы ее разработки, особенности реализации, чтобы получить желаемые результаты.
Что такое стратегия развития компании и для чего нужна?
Под бизнес-стратегией следует понимать такой план действий, который разрабатывает компания, чтобы достигнуть поставленных целей, конкурировать с другими компаниями на рынке. В нем содержится описание особенностей использования ресурсов, возможностей и компетенций для успешной работы и развития в будущем; определяются методы конкурентной борьбы, продукты и услуги, которые будут предлагаться клиентам, целевая аудитория, методы увеличения прибыли.
В составе стратегического плана могут быть такие составляющие:
- производственная;
- маркетинговая;
- продаж;
- финансовая;
- кадровая.
Бизнес-стратегия решает следующие задачи:
- определяет цели компании (лидирующие позиции на рынке, большие объемы продаж, большая прибыль);
- разрабатывает план последовательных действий для достижения поставленной цели (определение товаров и услуг для продажи, способы рекламы и др.);
- выделяет главное (необходимые ресурсы, какие меры необходимы для достижения желаемых целей);
- отслеживает прогресс (анализируется деятельность, чтобы понять, насколько она эффективна);
- адаптирует к изменениям (при изменении внутренних или внешних факторов вносятся корректировки).
Отсутствие бизнес-стратегии приведет к краху бизнеса в конечном итоге, потому что принимаются необоснованные решения, финансы тратятся на ненужные вещи, невозможно конкурировать с другими компаниями, у которых имеется план стратегических действий.
Разработка бизнес-стратегии
Зная, что такое стратегия в бизнесе, необходимо рассмотреть алгоритм разработки плана, который состоит из последовательных шагов:
- Определяется миссия. Главная цель ставится, чтобы понимать текущее состояние компании, определить, какие действия необходимы на долгосрочную перспективу, как работать с целевой аудиторией.
- Ставятся цели. Основа – опыт компании, первоначальные финансовые показатели, желаемые конкурентные преимущества, рыночная ситуация. Для этого необходимо выявить тенденции, построить дерево целей, определить общую цель и перечень задач, выполнение которых обеспечит ее достижение.
- Анализируются сильные и слабые стороны. Для эффективности стратегии развития бизнеса важно знать все его преимущества и недостатки. По результатам анализа определяются сильные стороны и возможности для их применения, изучаются факторы, которые положительно и отрицательно влияют на работу компании, что способствует достижению цели или тормозит данный процесс. На основании полученных результатов выявляются и устраняются уязвимые места бизнеса, повышается стабильность для предотвращения риска возможных угроз. Особое значения имеют ресурсы компании, которые являются потенциалом, без которого невозможно достижение стратегической цели.
- Анализируются конкуренты. Изучение прямых и косвенных конкурентов позволяет узнать их сильные и слабые стороны для определения направлений развития, а также собственные преимущества, чтобы совершенствовать свой бизнес.
- Выбираются самые перспективные идеи. На данном этапе отсеиваются идеи, в которых не принимается во внимание текущая ситуация: внутренняя среда, потенциальные клиенты, развитие рынка. Преимущество отдается идеям с альтернативными решениями и возможностью многократного применения, способным положительно повлиять на конечные результаты работы компании, срок выполнения и стоимость ресурсов, в которых не выше установленных рамок.
- Разрабатывается план действий. Необходимо определить основные задачи для достижения поставленной цели и в какой последовательности они будут выполняться. При неграмотном планировании действий в рамках разработки стратегии бизнеса утрачивается часть ее потенциала.
- Вносятся корректировки. Это завершающий этап при разработке плана развития компании. Внесение корректировок, к примеру, когда изменились цели или определенные задачи невозможно выполнить, позволяет оптимизировать рабочие процессы, закрыть неперспективные проекты, вложиться в эффективные проекты и др.
У каждой стратегии развития компании есть свои преимущества, поэтому необходимо не только понимать, что это такое, но и создать четкий план действий для успешного функционирования бизнеса и укрепления рыночных позиций. Только реальные показатели позволяют оценить эффективность бизнес-стратегии.