Что такое стратегия бизнеса и как ее использовать?

Грамотное и четкое определение стратегических целей и эффективность их реализации обеспечивает успех бизнеса, помогает компании пережить кризис, достигать конкурентных преимуществ, устойчиво расти и развиваться. Поэтому важно не только понимать, что такое бизнес стратегия, но и знать основные этапы ее разработки, особенности реализации, чтобы получить желаемые результаты.

Что такое стратегия развития компании и для чего нужна?

Под бизнес-стратегией следует понимать такой план действий, который разрабатывает компания, чтобы достигнуть поставленных целей, конкурировать с другими компаниями на рынке. В нем содержится описание особенностей использования ресурсов, возможностей и компетенций для успешной работы и развития в будущем; определяются методы конкурентной борьбы, продукты и услуги, которые будут предлагаться клиентам, целевая аудитория, методы увеличения прибыли.

В составе стратегического плана могут быть такие составляющие:

  • производственная;
  • маркетинговая;
  • продаж;
  • финансовая;
  • кадровая.

Бизнес-стратегия решает следующие задачи:

  • определяет цели компании (лидирующие позиции на рынке, большие объемы продаж, большая прибыль);
  • разрабатывает план последовательных действий для достижения поставленной цели (определение товаров и услуг для продажи, способы рекламы и др.);
  • выделяет главное (необходимые ресурсы, какие меры необходимы для достижения желаемых целей);
  • отслеживает прогресс (анализируется деятельность, чтобы понять, насколько она эффективна);
  • адаптирует к изменениям (при изменении внутренних или внешних факторов вносятся корректировки).

Отсутствие бизнес-стратегии приведет к краху бизнеса в конечном итоге, потому что принимаются необоснованные решения, финансы тратятся на ненужные вещи, невозможно конкурировать с другими компаниями, у которых имеется план стратегических действий.

Разработка бизнес-стратегии

Зная, что такое стратегия в бизнесе, необходимо рассмотреть алгоритм разработки плана, который состоит из последовательных шагов:

  1. Определяется миссия. Главная цель ставится, чтобы понимать текущее состояние компании, определить, какие действия необходимы на долгосрочную перспективу, как работать с целевой аудиторией.
  2. Ставятся цели. Основа – опыт компании, первоначальные финансовые показатели, желаемые конкурентные преимущества, рыночная ситуация. Для этого необходимо выявить тенденции, построить дерево целей, определить общую цель и перечень задач, выполнение которых обеспечит ее достижение.
  3. Анализируются сильные и слабые стороны. Для эффективности стратегии развития бизнеса важно знать все его преимущества и недостатки. По результатам анализа определяются сильные стороны и возможности для их применения, изучаются факторы, которые положительно и отрицательно влияют на работу компании, что способствует достижению цели или тормозит данный процесс. На основании полученных результатов выявляются и устраняются уязвимые места бизнеса, повышается стабильность для предотвращения риска возможных угроз. Особое значения имеют ресурсы компании, которые являются потенциалом, без которого невозможно достижение стратегической цели.
  4. Анализируются конкуренты. Изучение прямых и косвенных конкурентов позволяет узнать их сильные и слабые стороны для определения направлений развития, а также собственные преимущества, чтобы совершенствовать свой бизнес.
  5. Выбираются самые перспективные идеи. На данном этапе отсеиваются идеи, в которых не принимается во внимание текущая ситуация: внутренняя среда, потенциальные клиенты, развитие рынка. Преимущество отдается идеям с альтернативными решениями и возможностью многократного применения, способным положительно повлиять на конечные результаты работы компании, срок выполнения и стоимость ресурсов, в которых не выше установленных рамок.
  6. Разрабатывается план действий. Необходимо определить основные задачи для достижения поставленной цели и в какой последовательности они будут выполняться. При неграмотном планировании действий в рамках разработки стратегии бизнеса утрачивается часть ее потенциала.
  7. Вносятся корректировки. Это завершающий этап при разработке плана развития компании. Внесение корректировок, к примеру, когда изменились цели или определенные задачи невозможно выполнить, позволяет оптимизировать рабочие процессы, закрыть неперспективные проекты, вложиться в эффективные проекты и др.

У каждой стратегии развития компании есть свои преимущества, поэтому необходимо не только понимать, что это такое, но и создать четкий план действий для успешного функционирования бизнеса и укрепления рыночных позиций. Только реальные показатели позволяют оценить эффективность бизнес-стратегии.

24.09.2024 04:15