Храмы России

Храмы России

Василий Дмитриевич Ермолин

 

   
Храмы РоссииРегионыДревние храмы XI-XIII вековДревние храмы XIV-XVI вековШатровые храмыОгненные храмыГотические храмыХрамы "под звоном"Великие зодчие
Города России по алфавиту Полный список регионов России Города России по регионам
   
Форум
Все храмы на сайте
Список литературы
Словарь архитектурных и церковных терминов
Справочники
Базы данных


Ссылки на православные ресурсы
Полезные ресурсы
Ссылки
Информация для вебмастеров

Новости сайта
Блог "Храмы России"
Контактная информация

Ермолин Василий Дмитриевич. Годы жизни – ок. 1415-1418гг. – ок. 1481-1485гг.

Биография

В отличие от современников этого зодчего, о его жизни и работах сохранилось немало сведений благодаря ему самому: в 1472г. он заказал летопись своей жизни, которая так и называется теперь – Ермолинская летопись. Тон летописи не совсем похож на обыкновенную летописную речь; возможно, что сам Ермолин так или иначе приложил к ее написанию руку, если не сам полностью составил ее.

В летописи содержатся сведения о работах Василия Ермолина с 1462 по 1472 гг. Ее список XVI века был найден академиком А.А.Шахматовым в 1904г. Помимо этой летописи, в прочих источниках о Ермолине упоминаний крайне немного.

Семья, к которой принадлежал Василий Дмитриевич Ермолин, была одной из богатейших купеческих фамилий, ведшей свое происхождение из Сурожа (Судака) и еще в XIV веке торговавшей с Югом. Позднее Ермолины перебрались в Москву; их, вместе с немногими другими купеческими семьями, прозывали «гостями сурожскими».

Отец зодчего, Дмитрий Ермолин, вел обширную торговлю с иностранцами, знал греческий и татарский языки. Он неоднократно упоминается под именем монаха Дионисия в житии Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры, куда и постригся в монахи богатый купец. Монахом Дмитрий-Дионисий был крайне строптивым и отнюдь не всегда соблюдал устав. Василий навещал отца в монастыре, когда того в 1448г. разбил паралич.

Воспитание в богатой семье и весьма вольном духе не могло не сказаться на Василии, чья позиция несомненно отражается в его летописи, к сожалению, описывающей далеко не всю жизнь зодчего.

Судя по записям, работы Василию Ермолину поручались очень серьезные и значительные, что свидетельствует об известности его имени в Москве и за ее пределами.

В 1462г. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля – между Боровицкой и Водовзводной (Свибловой) башнями, а позднее мастера под его руководством выполняют резные каменные украшения для Фроловских (Спасских) ворот, с изображением святых Георгия Победоносца, покровителя Москвы, и Дмитрия Солунского. В летописи под 1464г. об этом сказано: «Поставлен бысть святыи великий мученик Георгии на воротех на Фроловьских, резан на камени, а нарядом Васильевым, Дмитреева сына Ермолина». Этот орнамент был снят с ворот при их полной перестройке в 1491г.; сейчас его фрагменты находятся в Третьяковской галерее.

В том же 1462г. Ермолин возвел надвратную церковь Св. Афанасия на Фроловских воротах, а в 1467г. восстанавливает недостроенную и сгоревшую церковь Вознесения в женском Вознесенском монастыре в Кремле. Изначальным планом было полностью разобрать обгоревшее здание, но Ермолин со своими мастерами предпочел реставраторское решение: он облицевал стены собора белым камнем и кирпичом, тем самым еще усилив их, и «новым сженым кирпичом» завершил своды здания.

В Троице-Сергиевой Лавре, с которой тесно была связана семейная летопись Ермолиных, Василий Дмитриевич выстроил трапезную и поварню, которые сохранялись до конца XVII века и были запечатлены на иконах и в «Путешествии» Павла Алеппского, сына антиохийского патриарха Макария, приезжавшего в Россию в 1654-1656 гг.: «Эта трапезная как бы висячая, построена из камня и кирпича с затейливым украшениями, посредине ее один столб». Одностолпная трапезная была сооружением уникальным для своего времени; по-видимому, с нее позднее была скопирована композиция Грановитой палаты в Кремле.

Ермолин работал не только в Москве и близ нее. Известны егоГеоргиевский собор реставраторские труды во Владимире, где в 1469г. артель под его руководством обновила церковь в Золотых воротах и Вознесения на торгу. Оба храма не сохранились, но о реставрационных способностях Ермолина можно судить по единственному дошедшему до нашего времени памятнику, к которому приложил руку Василий Ермолин – по Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском.

Собор этот был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Второй Георгиевский собор заложил князь Святослав Всеволодович, и здание, украшенное богатейшей белокаменной резьбой, простояло до XV века, когда верх его неожиданно обрушился. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения – она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. Великий Фрагмент белокаменной резьбы Георгиевского соборакнязь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее; из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. НаФрагмент белокаменной резьбы Георгиевского собора сохранившемся южном фасаде собора картины можно увидеть в первоначальном виде, на северном же многие каменные блоки сложены в произвольном порядке, словно рассыпанная мозаика, хотя некоторые части картин Ермолину удалось подогнать друг к другу. Внутренняя композиция собора сохранилась, хотя здание стало ниже.

Последние сведения о работе Ермолина относятся к 1472г., когда митрополит московский Филипп принял решение возвести в Кремле новый Успенский собор на месте старого обветшавшего. Но поехавший из Юрьева-Польского брать подряд Ермолин опоздал, и ему предложили работать вместе с другим подрядчиком, Иваном Головой Владимировым. Сначала согласившись, Ермолин вскоре рассорился со вторым «предстателем» (подрядчиком) и отошел от этой работы. С постройкой собора оставшиеся мастера не справились, и почти законченное здание рухнуло в 1474г., после чего собор был поручен Иваном III архитектору-итальянцу Аристотелю Фиораванти.

Помимо строительства и реставрации, Ермолин был большим знатоком и любителем книжного дела; существует текст, называемый «Послание от друга к другу». Это «Послание»  адресовано «наимилейшему приятелю и николи забываемому господину пану Якову» – писарю Великого княжества Литовского Якубу, в котором упоминаются просьбы о пересылке последнему русских книг.

Сведения о Ермолине в летописи доходят только до 1481г., после чего, по предположениям одних историков, он умер, а по мнению других – он дожил примерно до 1490г.

Список сооружений

Название церкви Монастырь Годы Адрес
Георгиевский собор   1471 Владимирская обл., г.Юрьев-Польский
стены Кремля Кремль 1462 Москва
Надвратная церковь Св.Афанасия на Фроловских (Спасских) воротах Кремль 1462 Москва
собор Вознесения Вознесенский 1467 Москва
трапезная и поварня Троице-Сергиева Лавра кон.1460-х Московская обл., Сергиев Посад
церковь в Золотых Воротах   1469 Владимир
церковь Вознесения на Торгу   1469 Владимир

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Входит в проекты: зодчие

 
© 2005-2016 HramyRu TeaM

Контакты

Все новости сайта    
         
 

 

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс цитирования Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Page copy protected against web site content infringement by Copyscape