Проезд общественным транспортом: автобусом от Санчурска - 36 км. Автобус ходит через день: понедельник, среда, пятница, воскресенье.

Проезд автомобилем: из Нижнего Новгорода или Кирова по трассе Р-159 до Яранска. От Яранска дорогой на Санчурск - 58 км. От Санчурска до Корляков - 36 км по грейдеру и грунтовкам.

Введенская церковь, КорлякиЦерковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм была построена в 1875-1906 гг. на месте прежней деревянной, выстроенной в 1854г. в марийском селе Кундыш-Мучакш.

В середине 19 века население в округе начало стремительно расти. Вятские, котельнические и яранские крестьяне прибывали сюда, на неосвоенные лесные просторы на берегах реки Кундыш, в поисках леса и земли. Как грибы после дождя, один за другим росли починки.

Введенская церковь, КорлякиСтаринная марийская деревня Кундыш-Мучакш стала обрастать соседями. Ближайший приходской храм – Архангельская церковь села Кувшинского – находился на расстоянии более 15 верст от деревни марийцев и новых русских починков. Дорога туда была через лес, истоки лесных рек и ручьев, которые в весеннее время сильно осложняли путь к приходскому храму. Эти обстоятельства побудили местных прихожан ходатайствовать перед владыкой, епископом Вятским, об открытии отдельного прихода при марийской деревне Кундыш-Мучакш, как центре здешней округи. Ходатайство это было удовлетворено и в 1952 году приход из части деревень прихода села Кувшинского был открыт.

Центр прихода было определен в селе Кундыш, получившего название по одноименной марийской деревне, а также по речке, на берегу которой она была расположена. Первоначально богослужение совершалось в молитвенном доме, но в 1854 году была построена деревянная церковь, которая 8 декабря (ст.ст.) того же года была освящена во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм.  Население нового прихода быстро увеличивалось и тесный деревянный Введенский храм уже не мог вместить всех желающих посещать богослужения. Необходим был новый Храм.

Первое упоминание о намерении прихожан возвести церковь содержится в рапорте благочинного Царевосанчурского протоиерея Михаила Никона от 23 октября 1873 года на имя Преосвященного Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, в котором говорится:

«Проезжая ныне 16 октября через село Кундышское, узнал, что у священника Иоанна Селивановского его заботливостью у церковно-приходского попечительства заготовлено уже 400 тысяч кирпича и около 3000 рублей наличными деньгами на постройку нового каменного храма. Большое участие принимает в этом и другой священник – Михаил Елеонский. Не угодно ли Вашему Преосвященству будущим летом будет благословить их на это дело, тем более что по общественным делам оба они достойны этого благословения, т.к. священник Елеонский в течение службы своей отстроил два деревянных храма в селах Шаранском и Кундышском, а священник Селивановский около 15 лет занимается обучением поселенских детей и по должности председателя попечительства единственно своим настоянием приобрел на строительство каменного храма 2000 рублей».

Известен и такой документ – обращение с прошением к Преосвященному Аполлосу священнослужителей села Кундыш, (от 29 мая 1879 года ??) :

«Указом консистории от 1 декабря 1873 года за № 9760 предписано нам и церковному старосте озаботиться составлением плана через опытного архитектора на постройку при нашем селе нового каменного храма, вследствие какового указанного предписания, прихожане наши приговорили своим, состоявшимся в 3 числа марта сего года, приговором пожелания строить храм по чертежу церкви села Зашижемского Орловского уезда (ныне с.Зашижемье Советского р-а – прим. Автора) приступить с нынешнего года к постройке такого храма, почему мы с согласия своих прихожан и нижайше просим Ваше Преосвященство разрешить сооружение нового каменного храма при нашем селе по прилагаемому плану на средства церковно-приходского попечительства. На что и ожидаем Вашего Преосвященства милосердного расположения.
К сему прошению подписуемся:
священник Михаил Елеонский,
священник Иоанн Селивановский,
дьячок Иосиф Фокин,
пономарь Калистрат Ихтинский»

Разрешение было получено и во второй половине 1875 года каменный храм был заложен. В 1879 году состоялось освящение правого придела теплой (зимней) каменной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 18 декабря 1880 года был освящён левый придел в честь Сретения Господня.

Заготовка материалов, средств на строительство и каменных дел мастера отодвинули возведение второй части храма до 1884 года, когда в июле холодный (летний) храм был заложен артелью каменщиков во главе с мастером Демидом Ефимовичем Белоноговым, крестьянином деревни Черник Турковской волости, Балахинского уезда Нижегородской губернии. В июне 16 числа 1889 года работа по постройке храма вчерне была закончена. Казалось бы, исполнилась давняя мечта прихожан и священнослужителей села Кундыш: возвести храм, которому в округе не было бы равных. Но 21 июня холодный храм рухнул.

Об этом событии благочинный 28 июня 1889 года в рапорте Преосвященному Сергию докладывал:

«Честь имею нижайше рапортовать Вашему Преосвященству, что в селе Кундышском Яранского уезда 21 июня в седьмом часу вечера разрушился холодный каменный храм, законченный 16 сего июня. Остался цел один только цоколь, а остальное все обратилось в груду камней…»

Прибывший, для обследования разрушения, из г.Вятки губернский архитектор Василий Михайлович Дружинин после осмотра развалин составил следующий акт:

«Вследствие предложения Вятского Губернского Правления от 27 июня сего 1889 года я сего 1 июля осмотрел обрушившуюся холодную церковь в селе Кундышском (Корляки) Яранского уезда в присутствии председателя приходского попечительства отца Никеолая Лютина, церковного старосты Василия Кормщикова и попечителя Тимофея Васильевича Вылегжанина. Судя по обнаженным частям стен и свода, видно, что кладка их была произведена крайне небрежно. Кроме этого, сравнивая проект с натурой, замечено, что пяты свода заложены далеко выше против назначенного по проекту, и поэтому свод, получив более пологую поверхность, должен был производить больший распор на стены. По всему здесь изложенному, видно, что причиной случившейся катосторофы были чрезвычайная небрежность в кладке стен и сводов, повышение пяты свода против проекта и несвоевременная разбутка свода. Так равно все стены и свод в зимнем храме очень прочны, а поэтому и священнослужение в зимнем храме я нахожу возможность разрешить».

Но печалиться было некогда – необходимо было в кратчайшие сроки восстановить разрушившийся храм.

9 октября 1889 года на имя Преосвященного Сергия поступает от приходского попечительства села Кундыш прошение следующего содержания:

«Нынешним летом Господу Богу угодно было посетить наш приход величественным несчастием. Холодный храм, строившийся в продолжение 6 лет и ныне уже оконченный каменной работой, 21 июня разрушился. Это несчастие сильно подействовало на прихожан. Все от души скорбят, что Богу неугодно было принять этой жертвы от них, и почти все, за исключением некоторых только недоброжелателей, тщетно старающихся во всех и во всем видеть причину этой катастрофы, безропотно несут это несчастие и приняли его не иначе как за наказание Божие, что нерадиво строили храм и что во время постройки его нередко нарушали святость праздничных дней привозом к церкви кирпича, песку и прочего. Так как печальная картина развалин храма, которую постоянно приходится видеть, еще усугубляет несчастие, постигшее наш приход, а вместе с тем, чтобы годный вновь к употреблению материал, находящийся теперь в развалинах и от влияния дурной погоды сильно портящийся, привести в порядок и сохранить, прихожане приговором от 17 августа сего 1889 года постановили ныне же приступить к разборке развалин и к началу постройки храма по тому же плану на попечительские суммы, причем постройку нового храма сдали подрядчику Федору Александровичу Макарову, крестьянину Яранского уезда. Кундышской волости починка Макаровского (современная деревня Макаровские Щениковского с/с Шаранского р-на Нижегородской обл.) – человеку вполне благонадежному и знающему свое дело, о чем свидетельствуют о нем письменные отзывы и рекомендации казанских, нижегородских и вятских архитекторов. Посему Кундышское приходское попечительство осмеливается почтительнейше просить Ваше Преосвященство разрешить и благословить вновь постройку холодного храма по тому же плану, на попечительские суммы и закладку оного сделать ныне 24 октября – в день, чтимый и ежегодно празднуемый нашими прихожанами».

Работа у Ф.А.Макарова шла быстро и дело спорилось. И уже 15 августа 1891 года, менее чем через два года, губернский инженер Андреев, осмотрев строящийся храм, составил акт, в котором заключил:

«Мною осмотрены работы по устройству каменной церкви в с.Кундышском Яранского уезда и найдено, что по настоящее время все работы, предписанные утвержденным проектом, окончены, исключая только средней главы. Кладка стен и сводов произведена правильно, чисто и прочно во всем согласно проекту с употреблением материалов хорошего качества».

А 24 декабря 1892 года им же составлен еще один акт:

«Мною сего дня осмотрены работы по устройству летнего каменного храма и найдено, что по настоящее время кладка церкви окончена вся, осталось только приложить к ней нагрудные каменные крыльца с северной и южной сторон. Церковь и купола покрыты листовым железом и от крыши сделаны водосточные трубы. Каменные работы по кладке стен и сводов произведены чисто и прочно из материалов хорошего качества, так равно и кровельные работы произведены надлежащим образом».

Церковь выросла пятиглавая, украшенная девятью позолоченными крестами, с колокольней, высота которой 56 метров. Территорию обнесли кованной оградой на столбах кирпичной кладки, с восточной стороны ее частью были были часовни. Храм в зимнее время отапливался из подвала, где была кочегарка и пол при этом нагревался системой дымоходов.

Но хотя храм был практически построен освящение его состоялось лишь через долгих 14 лет – 11 сентября 1906 года в честь Святой Троицы. А расписываем он был с 1 мая 1927 года по 20 сентября 1928 года живописцами М.П.Корниловым и М.А.Корниловым.Введенскйи храм. Фото 1930-х гг.

В годы советской власти храм пережил немало лишений, с церкви было снято 10 колоколов, в том числе большой колокол весом 2550 кг. Когда сбрасывали колокола с колокольни, для их более «мягкой посадки» использовали крышу паперти. Кованная железная ограда была срезана для кузнечных и прочих хозяйственных нужд.

Но участь полного разрушения миновала её. В 1928 году храм был закрыт и использовался в качестве складского помещения. Но все же решением исполкома Санчурского районного совета народных депутатов от 1 июля 1930 года за №11/223 восточная часть храма была передана церковному совету, до этого используемая колхозом имени Тимирязева под хранение зерна. В обязанность церковному совету вменялось обеспечение сохранности передаваемой части храма как архитектурного памятника. Поэтому, пока теплый храм был отобран у верующих, богослужение совершалось в холодном (летнем) храме даже зимой.

Перед самой войной в 1940 году оба храма были опять изъяты у Церкви, но в марте 1946 года зимний храм вернули верующим и там начались богослужения. Летний же храм продолжали использовать как складское помещение еще почти 40 лет.

Введенский храм. Фото 1970-х гг.В марте 1977 года в Корляковский сельский совет от старосты Сенникова, помошника старосты и казначея Емельянова, членов церковного совета и церковной двадцатки поступило заявление о передаче летней восточной части храма в распоряжение церковной общины, следующего содержания:

«С 1940 года по настоящее время эта часть здания занята колхозом имени Тимирязева под складское помещение. Сорок лет храм это ценное народное достояние, чудное архитектурное сооружение разрушается снаружи и внутри. Церковный совет за все это время много раз проводил внешний ремонт и покраску крыши и стен и еще требуется много ремонта, а внутри храм представляет жалкое и обидное для чести всякого человека зрелище. Крошится штукатурка, разрушается стенная живопись, в окна и двери с ветром попадает пыль и снег, везде птичий навоз. Мы желаем сделать необходимое для того, чтобы не допускать быстрого разрушения этой части храма, привести в лучшее состояние и сохранить на долгие годы.
Мы надеемся на положительное решение вопроса о храме».

Вскоре летний храм был передан верующим и в нем произведена приборка, но первое богослужение в летнем храме было произведено только в 2001 году, в день его престольного праздника – Троицу, 3 июня. В настоящее время весь храм и вся территория внутри церковной ограды находится в пользовании прихода.Богослужения в летнем храме производятся только в Троицу.

В настоящее время, по мере возможности, занимаются реставрацией летнего храма, с тем, чтобы привести его в состояние, пригодное для проведения там богослужений в теплый период.

Колокола Введенского храмаВ 2000 году перекрыт верх летнего храма, а в 2001 году крыша колокольни. Остальную часть кровли храма обновили в 2008 году. На территории построены новые хозяйственные постройки, взамен прежних, обветшавших. Земля приведена в порядок, территория прибрана, устроены клумбы, цветник. На пожертвования прихожан приобретены колокола в 2006 и 2009 годах.

Реквизиты для помощи храму:

МПРО – приход церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы
с. Корляки, Санчурского р-на, Кировской области.
ИНН 4327001539
КПП 432701001
Кировское ОСБ № 8612
БИК 043304609
Р/сч 40703810027120100023

Благодарим за предоставленный текст статьи, информацию и фотографии авторов сайта Санчурского района, раздел "Корляковская сторона": http://about.sanchursk.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=72